i-да-city!
|
Верхний зал российского павильона на Венецианской биеннале. i-city.
|
Проект инновационного города Сколково, представленный Россией на 13й Венецианской архитектурной биеннале, получил специальный приз. Российская экспозиция (куратор Сергей Чобан, комиссар Григорий Ревзин, программное обеспечение – Константин Чернозатонский) уникальна, красива и, как не раз бывало, идет вразрез с общей тенденцией. И потому побеждает. Когда мы показываем что-нибудь этическое: студенческие мастерские или возрождение умирающих городов, мы не выигрываем. А награждают нас, когда показываем красивое. В 2000м году Россия получила приз за экспозицию «Руины рая». В 2012 - за i-city. |
Лара Копылова // 3 сентября 2012 |
Команда российского павильона после получения приза на Венецианской биеннале 2012. Слева направо: Сергей Кузнецов (гл.архитектор Москвы), Григорий Ревзин (комиссар русского павильона), Константин Чернозатонский (software), Валерия Каширина (сокуратор), Сергей Чобан (куратор).
Российский павильон поражает чистотой идеи. В нижней части – инновационные города прошлого. В верхней – настоящего и будущего, то есть Сколково. Закрытые советские наукограды сияют обаянием модернистской утопии. Мерцающие в темном небе звездочки-кружочки. Посмотрев в кружочек, можно увидеть на фото павильон в стиле Мельникова или сетчатые башни Шухова, играющие роль ЛЭП в городе Дзержинске.
Нижний зал российского павильона i-land.
Башни Шухова в Дзержинске
Установка "Катюша" - городской памятник.
Или ракетную установку в качестве памятника на улице. По словам комиссара Григория Ревзина, это шпионская комната Джеймса Бонда, а зритель как бы подглядывает за секретными городами. Представлено 37 городов из 62. Они делятся на два типа: сталинско-бериевские атомные города и хрущевские. Соответственно в первых можно встретить кинотеатр с колоннами, во вторых – панельное строительство.
Театр кукол в Дзержинске.
В нижней части павильона - кружочки, а в верхней - квадратики. Инь и ян. Все очень ясно запоминается. И хотя внизу абсолютная закрытость засекреченных поселений, а вверху – открытость i-city, но и там и там нужны усилия для расшифровки смысла. Верхний зал состоит из квадратиков QR-кодов (Quick Reading – быстро читаемый). Квадратики-кессоны складываются в купол римского Пантеона. Очень красиво. «Классический нанохрам информационных технологий»? – так определил российскую экспозицию архитектор Левон Айрапетов. Очаровательные, говорящие на пяти языках, девушки с QR-кодами на майках раздавали посетителям ipad’ы и объясняли, как наводить курсор на светящийся квадратик, чтобы его считать. В трех залах были зашифрованы все проекты для Сколково за 2 года. В первом – градостроительство, во втором – архитектура, в третьем – технологии.
Верхний зал российского павильона. В полу отражается свод Пантеона.
Самый лучший, на мой взгляд, проект для Сколково – это победивший в конкурсе генплан компании AREP. Принцип нового урбанизма (то есть традиционной деревни, где до всего: работы, банка, почты, детсада и школы – можно дойти пешком), который там применен, гуманен, экологичен, эстетичен. Сколково состоит из пяти «деревень» на пяти террасах. В центре каждой – высокие общественные здания, потом жилье в несколько этажей, по краям – частные коттеджи. Это постепенное врастание в ландшафт позволяет сохранить деревья, а главное, создает среду, которая нравится всем и всегда. Меня поразило, что ученые Гарварда живут в уютных сайдинговых домиках с садиками, причем декор у домиков (колонки, наличники, портики, балкончики – смесь вернакуляра и классики) – не повторяющийся, явно непрофессиональный, но не безвкусный. Какие-то советские профессорские дачи…на американский манер.
В связи с этим меня волнует, что в Сколково маловато традиционности. Собственно, кроме плана AREP, почти и нет. Район технопарка, где жилье проектирует бюро Чобана/Кузнецова – это тоже вроде бы принципы нового урбанизма. Ширина улиц и высота домов будет, как в Санкт-Петербурге. То есть небольшая, как положено в историческом городе. Это здорово, но фасады - суховатые, без декора, выглядят несколько монотонно. Впрочем, Сергей Чобан пообещал, что на фасады будет объявлен конкурс с несколькими победителями, следовательно, должно появиться разнообразие.
Конкурс на жилье дал замечательные образцы. Особенно хороши коттеджи Антуана Бешу – утопающие в зелени, живописно разбросанные под разными углами, с зелеными крышами.Одно только «но». На конкурсы в Сколково допускаются только модернисты, классический стиль не приемлют. Но насколько жизнеспособны города, состоящие лишь из модернистских зданий? Модернизм дополнителен, а не самодостаточен. Даже великие модернистские города прошлого – памятники архитектуры – крайне не популярны у жителей и туристов. Понятно, что Ай-Сити - инновационный. Но каким бы «ай» ни был город, для иконических центральных объектов модернизм и инновационность хороши, а людям захочется жить в чем-нибудь поуютнее. И хотя они будут это уютное лишь снимать, все равно: чем традиционнее жилье, тем больше о нем заботятся, тем дольше оно морально не устаревает, и соответственно физически сохраняется. Профессора Гарварда и Оксфорда не идиоты. А здания, которые живут долго – 100 и более лет – самые экологичные, потому что наибольший вред природе наносит снос построек.
В дни биеннале состоялся очередной градсовет Сколково. По планируемым постройкам прицкеровских лауреатов (сфера Казуйо Седзимы над транспортным хабом, многофункциональный куб бюро ОМА, университет швейцарцев Херцога и де Мерона) новых решений принято не было. Открытие информационного здания с медиа-фасадом архитектора Бориса Бернаскони состоится в сентябре. На совете был одобрен проект главного бульвара и жилья архитектора Юрия Григоряна. Относительно университета, который должен быть построен к 2014 году к встрече большой восьмерки, существуют споры, делать ли его закрытым (желание архитекторов) или открытым остальному городу. Открытый вариант кажется предпочтительнее, потому что все университетские города, типа Кэмбриджа, где город – это, собственно, и есть университет, имеют исключительно приятную интеллектуально-бодрую бурлящую атмосферу с музеями, выставками, кафе, библиотеками, книжными магазинами, клубами и т.д. И зачем все это изолировать от остального города, непонятно.
Раздаются скептические голоса по поводу того, что проекты прицкеровских лауреатов, учитывая предыдущий российский опыт, в частности с Мариинским театром, не будут построены. Но мне кажется, что это и не принципиально. Во-первых, потому что у звезд это не лучшие их произведения. Во-вторых, потому что идентичность (и экологичность) города – в другом. План AREP, новый урбанизм Чобана, замечательное разнообразное жилье – все они соответствуют идее устойчивости, гуманны, вписаны в природу и реальны для воплощения. И по-настоящему инновационны.
Информация о проектах Сколково www.sk.ru
|