«Нами правит дурной вкус»
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







«Нами правит дурной вкус»
Художник и москвичка Татьяна Назаренко беспрестанно пишет город. О московском колорите, об экологии столицы и оригинальной форме протеста против сноса она рассказала журналу «ЭКА». Интервью Екатерина Богданова.

Татьяна Назаренко – действительный член Российской академии художеств, профессор института им. В. Сурикова, обладатель множества почетных званий и престижных премий, последняя из которых, «Триумф», вручена ей 25 января 2009 года.
 
Современная архитектура способна вдохновить художника?
Может быть. Нисского вдохновляли железнодорожные полотна, а Дейнеку темпы индустриализации. Все зависит от темперамента художника и заказа. Можно очень красиво написать, как отражается небо в зеркальных и стеклянных поверхностях фасадов.
Вы пишете и пишете Москву, а Петербург – нет…
Я честно попробовала написать два питерских пейзажа и остановилась. Поняла, что я его не чувствую. А Москву чувствую во всех ее закоулках. Некоторые ее «портреты» оказались пророческими. В «Московском вечере» я не написала башню «Интуриста», которая портила пейзаж, и теперь ее нет, как на моей картине 1976 года.
 
Московский вечер. 1976. Холст, масло.
 
Каковы московские черты? Есть ли у вас светлые переживания города?
В Москве собраны целые куски различных провинциальных русских городов. На Басманной, куда я недавно переселилась, есть такие уголки, будто попадаешь в город со старой открытки. Здесь до сих пор стоят тополя вдоль тротуара, как когда-то было по всей Москве. Здесь обилие старых церквей, которые не заслоняет новодел, хотя и он есть. До сих пор, гуляя по городу, можно вдруг обнаружить фрагменты ансамблей старой застройки: на Поварской, Остоженке, Пречистенке. За это Москву любят, а вовсе не за Арбат.
Цветовая тональность Москвы?
Бело-желтый колорит послепожарных особняков Пречистенки, среди которых большими островами смотрятся доходные дома.
 
Зима в Москве. 1989. Холст, масло.
 
Знаковая постройка 30-х?
Клуб «Каучук» Константина Мельникова. Он очень интересно решен пластически.
А 60-х?
Дворец Съездов, конечно, и все снесенное на месте мертворожденного Калининского проспекта. Там было полно построек московского модерна, которым на момент сноса было всего-то 50 лет.
Ощущения от Москвы 70-х?
Тогда появились первые высотки в центре. Весь ужас в том, что они не просто портят город, а заменяют его на другой. Один высотный дом способен вытеснить окружение, как один золотой зуб способен сделать из любой женщины простушку. Если бы не снесли квартал на месте гостиницы «Россия», то сейчас он был бы живым заповедником, городской экзотикой, привлекательной для туристов. При этом меня совершенно не трогают окраины, которые размножились тогда же, в 70-х. Это вообще не Москва. Шизофрения новостроек прекрасно показана в «Иронии судьбы». Если бы все города были похожи друг на друга, мы бы перестали путешествовать. Кстати, может быть, у нас потому не развит внутрироссийский туризм, что СССР оставил нам в наследство города-клоны.
 
 
Двор в Неопалимовском переулке. 1976. Холст, масло.
 
А что было построено знакового в 80-е?
Белый дом. Бредовая постройка с циклопической парадной лестницей из гранита, по которой никто никогда не спускался; с решеткой, отгораживающей правительство от народа.
Что вы отметите в архитектуре «нулевых»?
Из самого последнего уродливого, что я видела, – дом в Шведском тупике по соседству со МХАТОМ им. Горького, который занял двор школы №31.
Как вы относитесь к современной неоклассике?
В последнее время модно делать классику в отдельно взятых местах. Например, в Гнездниковском переулке, напротив переехавшего туда Министерства культуры, строится нечто невообразимо «прекрасное». Псевдоклассика опасна тем, что выдает себя за классику, а люди несведущие не чувствуют этой фальши. В настоящей классической ордерной системе все выверено по размерам и потребностям человека. В своем деревенском доме я поставила столбы для перил, хотя их самих пока нет. Каждый раз рефлекторно хочется взяться за них рукой. Человек, перестав быть обезьяной, в принципе не меняется. И есть параметры, необходимые для его жизнедеятельности. В архитектуре появляется неполноценность, если она не соразмерна человеку. 
Кажется, в России всегда неважно обстояли дела с визуальными искусствами, в отличие от литературы и музыки?
Вероятно, нужно все списать на загадочную русскую душу. Ну, а если серьезно, то это обстоятельство еще раз доказывает нашу близость востоку, где музыка и литература превалировали над изобразительными искусствами. Однако мы дали миру авангард и неплохую иконопись.
 
Катание с ледяной горки у Кремля. 1994. Холст, масло. 
 
Вы отметили в каждой эпохе, кроме 30-х, негатив в архитектуре Москвы. В чем причина?
Нами правит дурной вкус. И так всегда было. Характерный пример – история с разными половинками фасада гостиницы «Москва», обе утвердил Сталин, и никто не посмел ему подсказать. Дурной вкус диктует, что сносить и строить. Дело – в чрезвычайно больших деньгах, которые дают волю самодурству и самоуправству. Вот сейчас хотят перекрыть двор Суриковского института. Спрашивается, зачем? А зачем сделали атриум в Гостином дворе?
 
Зимний пейзаж. 2008. Холст, масло.
 
Есть способ бороться с дурным вкусом?
Не знаю. Но вот случай. На днях один очень влиятельный архитектор рассказал мне, почему третье транспортное кольцо не прошло через Лефортовский парк. Оказывается, когда уже пошли в ход бульдозеры, одна женщина из пикетчиков (настоящий некрасовский типаж) от безысходности выволокла одного бульдозериста из кабины и укусила за шею. Его повезли в больницу, а ее – в милицию, бульдозеры заглушили, стали разбираться… Она выиграла время, и его оказалось достаточно, чтобы городские власти одумались и переменили решение.
Но чаще градоначальники проявляют равнодушие, которое меня потрясает. Помню, как обрушился в начале февраля Басманный рынок, и через неделю на заборе, которым обнесли место трагедии, появились баннеры к 23 февраля «С праздником, товарищи!». У меня есть такая работа. Трагическую жизнь города я тоже отражаю в своем творчестве.
Как Вы оцениваете экологию Москвы?
Каждый двор – это маленькая городская экосистема. Достаточно раз не вывезти помойку, чтобы во двор пришли крысы. На шестом этаже дома в Брюсовом переулке, в двух шагах от Тверской, я просыпалась от пения соловьев во внутреннем дворе. Когда они перестанут там петь, это будет означать, что экология города окончательно нарушена. В Вашингтоне по весне вокруг деревьев цветут ландыши. А у нас на Тверской в какой-то момент срубили все липы, вместо которых теперь ставят переносные вазоны.
В каком городе мира Вы могли бы жить. Есть ли разница, где работать?
Очень большая разница. Может быть, сказывается совковое воспитание, но в каждом городе за границей у меня ощущение временного пребывания. Вспомнила надпись на могиле: «Я – дома, ты – в гостях, подумай о себе». В моем кармане всегда есть обратный билет. Только в Москве у меня ощущение безграничности.

 Апрель 2009


обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 29.03.2010 16:55
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев