Школа общения
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







Школа общения
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда. Текст Ольга Орлова .

Школьную тему открыла лекция Севери Бломштеда «Финская школа: уроки архитектуры», организованная Евгением Ассом. Это был потрясающий рассказ-воспоминание о том, как финны строят школы. Представляете, у них, например, проектируют оконные проемы специально достаточно высоко для первоклашек, но когда девочки и мальчики вырастают, им эти подоконники начинают казаться низкими — то есть ты уже вырос из этого здания и должен продолжить свой жизненный путь. Во дворе школ сажают фруктовые деревья — те, что цветут точно в срок проведения выпускных балов. Внутри же помещений, чем старше класс, тем дальше он расположен от учительской — так само пространство воспитывает во взрослеющих детях независимость. Дисциплина давно уже перестала быть в Финляндии доминирующим принципом организации мест обучения. Здесь главное — общение, равноправный и конструктивный диалог. Поэтому в центре школы всегда площадь-атриум — чтобы встречаться и говорить. У нас же в стране до сих пор преобладает образование по принципу «надзирать и наказывать» (термины Мишеля Фуко). Школа — больница — тюрьма — локусы унификации индивида. Однако в архшколах, представленных на Арх Москве, все было наоборот.
 
 
Одна из финских школ, показанных в лекции Севери Бломштеда.
 
Лед и пламень
Мастерская Евгения Асса показала три студенческих штудии на тему сохранения здания ЦДХ. Ему устраивали подземелье, и шарик с мультиками и кинофильмами (проект «Полигон»), рассеивали функции в округе («Пла(р)тформа»), перекрывали атриум-площадь, чтобы можно было общаться («Нотрдом»). Кстати, Евгений Асс на лекции финского коллеги рассказывал, что в его мастерской студенты бьются над заданием по реконструкции архитектурных впечатлений от зданий их собственных школ — и никто, как правило, ничего особенного вспомнить не может. Нет, приятного, конечно, много, но это счастье не архитектурного толка. Здания же наших школ, в отличие от финских, типовые и не остроумные.
 
 
Фрагмент экспозиции мастерской Евгения Асса. 

 Интересная заминка возникла при обсуждении проекта «Пла(р)тформа». У студентов — явное «растекание»: парк избороздили самоходные тропинки, небольшие танцплощадки; плавучие кафе и павильоны внедряются в русло реки. Подошел Василий Бычков: «А почему вход никак не оформлен? Я об этом уже говорил во время закрытого обсуждения. Это главный узел!» В терминологии французского культуролога Клода Леви-Стросса студенты принадлежат к «горячей» культуре, в то время как представитель власти — директор ЦДХ — к «холодной». Русскому читателю эта оппозиция, наверно, больше знакома по введенной Владимиром Паперным бинарной оппозиции «Культура 1 — Культура 2». Мне сразу вспомнились слова автора, сказанные в эфире Радио Свобода в 2006 году, когда переиздали его бестселлер: «Культура 1 всегда связана с разрушением границ, Культура 2, наоборот, — с процессами застывания, в архитектуре особое значение приобретают входы и выходы. Сталинские входы в метро — это какие-то монументальные триумфальные арки, украшенные скульптурами ангелов, пограничников, охранников, кого угодно, потому что сам акт перехода границы — дело чрезвычайно опасное. В хрущевскую же оттепель — это просто «дырки в земле», их не отличишь от перехода». В реальной практике молодым архитекторам ещё предстоит столкнуться с такой разницей культурных стратегий. Как они себя при этом поведут? В заключении презентации мастерской Евгения Асса было объявлено об открытии ее сайта: http://www.archclass.ru

 
Город одиноких холостяков
Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной сделала «Город одиноких холостяков». Замороженное дачное пространство вдоль недействующих ж/д путей. Макет таких сплошных Петушков: здесь мужчины с глазами, как облака, но к ним никто не едет. Собран этот населенный пункт из «найденных вещей» советского образа жизни, чем отсылает к знаменитому «Серому веществу» Александра Бродского — там найденные в памяти штуковины были вылеплены мастером из глины.
 
Фрагмент экспозиции мастерской Евгении Репиной и Сергея Малахова
 
Рядом на стендах женщины-башни. Они в красном, похожи на Кремль, которого Веничка в «Москва-Петушки» так и не увидел. Перемещаются, и груди-конусы — как штыки. Самарцы микшируют мифологемы Владимира Паперного: горячее тут застывает (башня), холодное — стелется (путь). Мужское ждет, женское — действует. Взаимность достигается при помощи любимой стратегии педагогов — «театрализованного конфликта». Так воспитывается архитектор-гуманист, мыслящий диалогически. (Он — альтернатива доминирующему сегодня авторитарному авторскому типу). Также применяются тактики «ручных вещей» (внимание к моделям и фактурам) и «пустот» (окна и зияния). В крайнем случае, обучают действовать по принципу эскапизма: не поняли, не приняли — уходи.
 
Театр брутальной формы
Александр Ермолаев из Мастерской-ТАФ предлагает своим ученикам не мудрствовать лукаво, а вернуться к до(прото)культурной естественности и простоте. «Войти сегодня во «вчера», как в кусок природы» — вполне мужественная линия поведения. Проект в методике данной школы выращивается на месте, живет, непрерывно корректируется. Примерно так Александр Бродский строил свой ресторан «95 градусов» на территории Клязьминского водохранилища. Здесь — удовольствие от процесса. Взаимность с местностью и материалами вместо порабощения своей проектной волей.
 
 
Обложка книги Александра Ермолаева.
 
В связи с глобальным кризисом, тафовцы считают, что ближайшее будущее архитектуры — за так называемой «промархеологией», когда здания будут строиться из обломков ушедшей натуры — приятных остовов сельхоз-техники и элементов руин. В этом они видят актуализацию авангарда, чьи шедевры, как известно, тоже строились из строительного мусора. Из авангарда же и поиски ясности: чистых линий, честной композиции и радостной гаммы. Достигается это посредством «сценического перфоманса» — телесного проживания цвета, пространства, форм. Александр Ермолаев исповедует свободу как основу своей практики, рекомендует ученикам держаться подальше от руководящих позиций. Здесь тоже есть что-то, как и у самарцев, от психологии холостяка, только в данном случае смелого и любвеобильного.  
Раз уж театральные методики применяются в наших архшколах, вспомним об известном в театроведении разделении на театр и студию. Если в театре ориентируются на власть, то в студии — друг на друга. «Эти два вида ориентаций, — отмечают западные исследователи У. Бенис и Г. Шепард, — различны, как различны понятия власти и любви». Хорошо, что наших архитекторов ориентируют на второе, а не на первое. Диалог заставляет ограничивать собственную власть. Вот если бы еще ввести подобные методы выращивания чиновников и заказчиков, глядишь, завтра мы бы жили совсем в другой реальности.
 

Июнь 2009 

 


обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 20.02.2010 03:02
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев