Экологические тропы
|
Фестиваль "Зеленый город". "ЗАГС". Команда "пИрсона грата".
|
В России – бум экотуризма. Кризис заставил соотечественников пожертвовать заграничными отелями и погоней за урбанистическим антиквариатом. Российские национальные парки и охраняемые природные зоны, незаслуженно забытые после отмены «железного занавеса», снова привлекли к себе внимание. Текст Ольга Орлова, фото Андрей Асадов, Ольга Орлова, предоставлены архитекторами |
Ольга Орлова // 29 августа 2009 |
Объем экологического туризма в нашей стране в первом полугодии 2009 года, по сведениям пресс-службы Минприроды России, возрос по отношению к показателям прошлого года на 18 %. В Министерстве приводят следующую статистику: «В настоящее время на территориях национальных парков страны расположено 36 музеев — в 20 национальных парках; 92 информационных центра для посетителей — в 32 национальных парках; демонстрационные вольерные комплексы с животными (5); экспозиции живых растений (18); 433 экологических тропы и туристических маршрута общей протяженностью более 18 тысяч км — во всех национальных парках. В 2008 году на территориях 38 (97%) национальных парков действовали 1117 объектов туристического сервиса, в том числе 255 гостиниц и пансионатов, 492 турбазы и кемпинга, 164 остановочных пункта, 124 летних лагеря». В текущий отпускной сезон этого года впервые за постсоветское время была зафиксирована недостаточность существующей инфраструктуры.
Приверженцы «дикого туризма» зачастую лишь загрязняли заповедники, оставляя после себя кучи целлофана и бутылок. Обращение же к экотуризму среднего класса, ранее последовательно отправлявшегося в отпуск за рубеж, теперь, по мнению специалистов, будет конденсировать на местах определенные средства и способствовать развитию систем мусороуборки, рекультивации и контроля за территориями. Наиболее яркий пример такого освоения — национальный парк «Угра» в районе деревни Никола-Ленивец (Калужская область). Здесь уже четвертый год подряд проходит фестиваль «Архстояние» (см. статью «Ответ земли»). В этом году на грант от Евросоюза впервые территорией парка занимались профессиональные ланшафтные архитекторы из французского бюро «Atelier 710».
Национальный парк "Угра". Лаунж-зона. бюро «Atelier 710».
Как показывает опыт, абсолютно дикие места небезопасны (чащобы непроходимы, изобилуют клещами и комарами), стихийно же освоенные «палатачниками» зоны в силу замусоренности мало пригодны для отдыха. Кроме того, неброский пейзаж средней полосы России быстро приедается, он достаточно однороден, чтобы обеспечивать спектр впечатлений. Создание же объектов-аттракционов экологической архитектуры — различных беседок и временного жилья, пирсов, платформ, качелей и пр., — а также ландшафтное освоение диких зон: расчищение эко-троп, организация, где необходимо, мостков и переходов, расчистка и лечение леса, обустройство пляжей и т.д. — сегодня для большинства заповедных территорий России насущны. Так их можно превратить в новые центры эко-туризма.
Зачастую обустройство национальных парков происходит, как и в случае «Угры», во время проведения различных фестивалей экологической архитектуры и лэнд-арта. Так, например, на Алтае на берегу Мультинского озера недавно закончился фестиваль «Зеленый город» (девятый из долгоиграющей серии «Города»). В нем приняло участие 70 команд, это порядка 700 человек. Тема фестиваля — экологическое жилье. Здесь возвели множество уютных купольных землянок изо мха и шарообразных коконов из лозы, и многоярусных открытых бревенчатых отелей.
Фестиваль «Зеленый город», «Гнездо на воде», команда «Сучья», Челябинск.
Фестиваль «Зеленый город», «Гнездо» бригада «Ж», Москва
Фестиваль «Зеленый город», «Яйцо-кабинет», ОПА «кромбиТ Траксорм», Ярославль
Кстати, стволы, разрешенные к срубу, архитекторы сами заготавливали, сплавляя их к месту строительства по горной реке, а затем обрабатывая на ручных пилорамах. Однако возведением жилых объектов участники не ограничились: жилье требует инфраструктуры. Поэтому к моменту открытия фестиваля заработали две паромные переправы протяженностью около 60 метров, но кто-то мог пройтись прямо по воде, воспользовавшись импровизированным плотом-станцией (мастерская Александра Асадова). «Зеленый город» также обзавелся собственным дворцом бракосочетания (команда Пирсона Грата, Новосибирск), театром Природы (команда МПААТ-Архитамин, Киев), плавучей баней (команда Огонь, Москва). В лесу команда КАК из Новосибирска установила Видопроводную башню — гигантский перископ, транслировавший в чаще панораму горных вершин. Все эти объекты останутся к услугам будущих экотуристов Алтая.
рис. 6 «Загс», команда «пИрсона грата», Новосибирск.
«Фестиваль «Зеленый город», «Девчонки, прыгайте ко мне!», команда «УТКАТРИХЕРА», Москва.
В Кенозерском национальном парке параллельно с программой фестиваля «Зеленый город» прошла арт-экспедиция «Кенозерский ковчег». Она была организована в рамках проекта «КенАрт — европейский культурный мост» при поддержке Европейского Союза. В арт-экспедиции приняли участие партнеры проекта: крупнейший в Европе Валашский музей под открытым небом (Чехия), некоммерческие организации из Эстонии и Словакии, российские журналисты, сотрудники национальных парков и музеев России, а также победители международного конкурса эскизов арт-объектов будущей Лэнд-арт экспозиции «Ландшафтный театр Северный Экватор» из России и стран Европы. Особое внимание было уделено обсуждению перспектив развития экологического и, как тут его еще называют, сельскохозяйственного туризма. Был представлен новый эко-маршрут «Тропа раздумий» протяженностью 3 км, расположенный в районе озер Масельгское и Синее. Здесь множество информационных арт-табло, мостиков, турстоянок, есть даже «Чайный дом».
«Кенозерский ковчег».
«Кенозерский ковчег».
Однако возможно и прицельное создание дизайнерских концепций на территории заповедных зон. Так, например, учебная мастерская МАрхИ под руководством архитекторов Влада Савинкина и Владимира Кузьмина разработала проект средового оборудования национального парка «Валдайский». Работу предваряла исследовательская экспедиция, в ходе которой студенты изучали историю мест, фотографировали, делали зарисовки с натуры, выявляли типичные для парка формы, фактуры, цвета. Потом на основе полученных данных создавали собственные архитектурные аксессуары среды — они должны продолжать, дополнять, акцентировать ландшафт, подражать ему и растворяться в нем. А главное — создавать комфорт и тактильно-динамические впечатления посетителям валдайской экотропы.
Национальный парк «Валдайский». Взгляд с высоты, Иван Зверев
Национальный парк «Валдайский». Над тропой, Олеся Елизарьева
Национальный парк «Валдайский». Паутина света, Мария Вишневская
Национальный парк «Валдайский». Знаки тропы, Екатерина Симакова
Все мероприятия и работы, рассмотренные в статье, — лишь первые ласточки глобального рестайлинга заповедных зон и национальных парков России.
|