Страна плача. По следам Стамбульской биеннале
|
Дом Троцкого на Принцевых островах. Фото Глеб Анфилов
|
14-ая биеннале современного искусства в Стамбуле традиционно открылась в начале сентября, в прекрасную пору бархатного сезона. Для любителей современного арта куратор биеннале Каролин Кристоф-Бакарджиев (Carolyn Christov-Bakargiev), автор последней Documenta в Касселе, приготовила, во-первых, непростую тему: выставка называется «Соленая вода: теория мыслеформ» и посвящена в том числе 100-летию геноцида армян; во-вторых, крутой маршрут. Выставка продлится до 26 ноября. Вход свободный. |
Татьяна Анфилова // 1 октября 2015 |
Каролин выступила с размахом и невероятно расширила выставочную географию. В отличие от предыдущих биеннале, где экспозиции концентрировались на нескольких традиционных площадках (в основном вокруг Istanbul Modern), в этот раз многочисленные работы (1500) более 80 участников со всего мира рассредоточились по 40 площадкам громадного города и его окрестностей. Причем, выставки были развернуты как в европейской, так и в азиатской частях города, а также на островах Мраморного моря, и не только в музеях и галереях, но в самых неожиданных местах: школах, банках, отелях, заброшенных виллах и гаражах, на яхтах и даже в мечетях и хаммамах. Поэтому поиски выставочных мест по крутым улочкам Стамбула и холмисто-скалистым островам, конечно, не без помощи модных спутниковых карт, выданных всем журналистам, превратились в нелегкое, но увлекательное путешествие, иногда напоминающее приключенческую игру «найди меня».
Волны Босфора. Фото Глеб Анфилов.
Пара слов о концепте. Почему соленая вода – это понятно. Стамбул – город, двух морей: Черного и Мраморного, плюс проливов и заливов: Босфора и Золотого Рога, поэтому соленой воды здесь хоть отбавляй. А вот теория мыслеформ вызывала вопросы. По мнению куратора, эта умная теория позволяет научно и философски осмыслить тему «соленых вод» и задуматься о других коннотациях этого словосочетания. Конечно, соленая вода - это не только морские волны, это и слезы, которые мы проливаем во время грустных воспоминаний и непоправимых утрат. Такими грустными воспоминаниями и образами наполнены многие проекты стамбульской биеннале.
1. Открытая площадка музея современного искусства Istanbul Modern. Фото Глеб Анфилов
Возможно, эти идеи отчасти привнес Орхан Памук, знаменитый турецкий писатель и нобелевский лауреат, который стал почетным председателем биеннале. Действительно, в атмосфере биеннале очень чувствуются настроения и образы памуковского творчества. Кто читал его романы, помнят, что все они пронизаны любовью и ностальгией по умирающим чувствам и уходящей красоте, в частности, о красоте его обожаемого Стамбула. Ему он посвятил отдельную книгу воспоминаний, где тонко исследовал душу великого города и живописал утраченный рай Стамбула: заброшенные улочки со старинными особняками, уникальные деревянные виллы, украшавшие набережные Босфора и утраченные во время пожаров и в процессе безжалостной «модернизации».
Итальянская вилла «Red Palace» на острове Бююкада. Фото Глеб Анфилов
Другой важной темой биеннале стала тема армян – одна из самых болезненных для Турции. В этом году исполнилось 100 лет со времени трагического события геноцида армян. Поэтому устроители не могли обойти эту печальную дату. Кстати, именно Памук первым поднял эту тему, за что поплатился вынужденной эмиграцией. Действительно, армянская тема стала сквозной на нынешней биеннале. В выставке приняли участие много армянских художников, скульпторов и видео-артистов.
1. Фрагмент инсталляции Анны Богигян (Anna Boghiguian) "Соляные торговые суда" (The Salt Traders) в Греческой школе. Фото Глеб анфилов
Одним из самых эффектных выступлений стала масштабная инсталляция Анны Богигян (Anna Boghiguian) "Соляные торговые суда" (Thе Salt Traders), развернутая в актовом зале старинной Греческой школы. Гигантский рваный парус, обрывки канатов, разбросанные мешки и утварь, вся эта впечатляющая картина помогла представить, как в древности перевозились грузы с драгоценной солью и как опасны и драматичны были эти морские вояжи.
Архитектурная инсталляция Майкла Раковицa (Michael Rakowitz) в Греческой школе. Фото Глеб Анфилов
Тут же по соседству развернул свой восхитительный проект американец Майкл Раковиц (Michael Rakowitz). Весь пол одного из учебных классов был выложен белоснежными гипсовыми слепками классических архитектурных деталей: карнизов, розеток, филенок, картушей и т.д. Все вместе они создали невероятно красивый барельефный узор. Но это не просто любование красотой архитектурных "излишеств". Автор воссоздал работы армянского зодчего Карапета Cезаирляна, много строившего в Стамбуле и ставшего одним из основоположников турецкого ар-нуво. Если верить каталогу выставки, кое-что из творчества мастера еще сохранилось на фасадах стамбульских домов, но многое утрачено безвозвратно. Не остался в стороне от биеннале и замечательный Музей Невинности (The Museum of Innocence), детище Орхана Памука, созданного им по мотивам собственного одноименного романа. Интерьер, насыщенный артефактами стамбульской жизни 1970-80-х годов, был украшен живописной абстракцией американского художника Арчила Горки (Arshile Gorky) армянского происхождения!
Скульптурный проект Сони Баласанян (Sonia Balassanian) «Silence of Stones». Istanbul Modern. Фото Глеб Анфилов
Хорошим поводом для приятной морской прогулки стали экспозиции, развернутые на Принцевых островах – любимом месте отдыха зажиточных стамбульцев, включая семью Памука… Те, кто добрались до самого дальнего и самого большого из 4 островов – Бююкада, были вознаграждены сполна: к отличным проектам добавились пляжи, красивая природа и любопытная архитектура. Поскольку этот остров был курортом для местной знати, он был застроен роскошными особняками и виллами с садами и парками.
Оказалось, что в одном из таких особняков в начале 1930-х годов ухитрился пожить наш Лев Троцкий, где он скрывался от преследований советских властей и писал «Историю русской революции». Сегодня «Дом Троцкого», которому стукнуло уже более 150 лет, превратился в живописную руину. Кстати, недавно владельцы попытались продать его за 4,4 миллиона долларов, правда, желающих не нашлось. Возможно, включение этого дома в маршрут биеннале, поможет найти нового хозяина. А на время биеннале в «Доме Троцкого» поселилась работа португальского художника Адриана Вильяра Рохаса (Adrian Villar Rojas), которая наполнила пространство разрушающегося дома печальными звуками и видео-изображениями.
1. Улочка острова Бююкада с сохранившимся старинным деревянным домом. Фото Глеб Анфилов
Не менее роскошные и тоже полуразрушенные виллы: деревянный Rizzo Palace, где долгое время находился госпиталь для греческих детей-беженцев, и итальянскую виллу George Mizzi (Red Palace) на том же острове Бююкада оживили аудио и видео инсталляции Эда Аткинса (Ed Atkins) и Сьюзан Филипс (Susan Philipsz). Так прекрасные полуразрушенные фасады и интерьеры доживающих свой век дворцов и вилл вошли в контекст современного искусства, а заодно напомнили всем, какую красоту, доставшуюся нам от некогда великих империй: российской и османской, мы постоянно и безвозвратно теряем. О чем так печалится великий Памук и что нам так близко и понятно.
|