Страна плача. По следам Стамбульской биеннале
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Страна плача. По следам Стамбульской биеннале

Дом Троцкого на Принцевых островах. Фото Глеб Анфилов
 
14-ая биеннале современного искусства в Стамбуле традиционно открылась в начале сентября, в прекрасную пору бархатного сезона. Для любителей современного арта куратор биеннале Каролин Кристоф-Бакарджиев (Carolyn Christov-Bakargiev), автор последней Documenta в Касселе, приготовила, во-первых, непростую тему: выставка называется «Соленая вода: теория мыслеформ» и посвящена в том числе 100-летию геноцида армян; во-вторых, крутой маршрут. Выставка продлится до 26 ноября. Вход свободный.
Татьяна Анфилова  //  1 октября 2015  

Каролин выступила с размахом и невероятно расширила выставочную географию.  В отличие от предыдущих биеннале, где экспозиции концентрировались на  нескольких традиционных площадках (в основном вокруг Istanbul Modern), в этот раз  многочисленные работы (1500) более 80 участников со всего мира рассредоточились по 40 площадкам громадного города и его окрестностей. Причем, выставки были развернуты как в европейской, так и в азиатской частях города, а также на островах Мраморного моря,  и  не только в музеях и галереях, но в самых неожиданных местах: школах, банках, отелях, заброшенных виллах и гаражах, на яхтах и даже в мечетях и хаммамах.  Поэтому поиски выставочных мест по крутым улочкам Стамбула и холмисто-скалистым островам, конечно, не без помощи модных спутниковых карт, выданных всем журналистам, превратились в нелегкое, но увлекательное путешествие, иногда напоминающее приключенческую игру «найди меня». 

 

 Волны Босфора. Фото Глеб Анфилов. 

Пара слов о концепте. Почему соленая вода – это понятно. Стамбул – город,  двух морей: Черного и Мраморного, плюс проливов и заливов: Босфора и Золотого Рога, поэтому соленой воды здесь хоть отбавляй. А вот теория мыслеформ вызывала вопросы.  По мнению куратора, эта умная теория позволяет научно и философски осмыслить тему «соленых вод» и задуматься о других коннотациях этого словосочетания. Конечно, соленая вода - это не только морские волны, это и слезы, которые мы проливаем во время грустных воспоминаний и непоправимых утрат. Такими грустными воспоминаниями и образами наполнены многие проекты стамбульской биеннале.

1.  Открытая площадка музея современного искусства Istanbul Modern. Фото Глеб Анфилов

Возможно, эти идеи отчасти привнес Орхан Памук, знаменитый турецкий писатель и нобелевский лауреат, который стал почетным председателем биеннале. Действительно, в атмосфере биеннале очень чувствуются настроения и образы памуковского творчества.  Кто читал его романы, помнят, что все они пронизаны любовью и ностальгией по умирающим чувствам и уходящей красоте, в частности, о красоте его обожаемого Стамбула. Ему он посвятил отдельную книгу воспоминаний, где тонко исследовал душу великого города и живописал утраченный рай Стамбула: заброшенные улочки со старинными особняками, уникальные деревянные виллы, украшавшие набережные Босфора и утраченные во время пожаров и в процессе безжалостной «модернизации».

 

 Итальянская вилла «Red Palace» на острове Бююкада. Фото Глеб Анфилов

Другой важной темой биеннале стала тема армян – одна из самых болезненных для Турции.  В этом году исполнилось 100 лет со времени трагического события геноцида армян. Поэтому устроители не могли обойти эту печальную дату. Кстати, именно Памук первым поднял эту тему, за что поплатился вынужденной эмиграцией.  Действительно, армянская тема стала сквозной на нынешней биеннале. В выставке приняли участие много армянских художников, скульпторов и видео-артистов. 

 

1.    Фрагмент инсталляции Анны Богигян  (Anna Boghiguian) "Соляные торговые суда" (The Salt Traders) в Греческой школе. Фото Глеб анфилов

Одним из самых эффектных выступлений стала масштабная инсталляция Анны Богигян (Anna Boghiguian) "Соляные торговые суда" (Thе Salt Traders), развернутая в актовом зале старинной Греческой школы.  Гигантский рваный парус, обрывки канатов, разбросанные мешки и утварь, вся эта впечатляющая картина помогла представить, как в древности перевозились грузы с драгоценной солью и как опасны и драматичны были эти морские вояжи.

 

 Архитектурная инсталляция Майкла Раковицa (Michael Rakowitz) в Греческой школе. Фото Глеб Анфилов

Тут же по соседству развернул свой восхитительный проект американец Майкл Раковиц (Michael Rakowitz).  Весь пол одного из учебных классов был выложен белоснежными гипсовыми слепками классических архитектурных деталей: карнизов, розеток, филенок, картушей и т.д. Все вместе они создали невероятно красивый барельефный узор.  Но это не просто любование красотой архитектурных "излишеств". Автор  воссоздал работы армянского зодчего Карапета Cезаирляна, много строившего в Стамбуле и ставшего одним из основоположников турецкого ар-нуво.  Если верить каталогу выставки, кое-что из творчества мастера еще сохранилось на фасадах стамбульских домов, но многое утрачено безвозвратно. Не остался в стороне от биеннале и замечательный Музей Невинности (The Museum of  Innocence), детище Орхана Памука, созданного им по мотивам собственного одноименного романа.  Интерьер, насыщенный артефактами стамбульской жизни 1970-80-х годов, был украшен живописной абстракцией американского художника Арчила Горки (Arshile Gorky) армянского происхождения! 

Скульптурный проект Сони Баласанян (Sonia Balassanian) «Silence of Stones».  Istanbul Modern. Фото Глеб Анфилов

Хорошим поводом для приятной морской прогулки стали экспозиции, развернутые на Принцевых островах – любимом месте отдыха зажиточных стамбульцев, включая семью Памука… Те, кто добрались до самого дальнего и самого большого  из 4 островов  – Бююкада, были вознаграждены сполна: к отличным проектам добавились пляжи, красивая природа и любопытная архитектура. Поскольку этот остров был курортом для местной знати, он был застроен роскошными особняками и виллами с садами и парками. 

Оказалось, что в одном из таких особняков в начале 1930-х годов ухитрился пожить наш Лев Троцкий, где он скрывался от преследований советских властей и писал «Историю русской революции». Сегодня «Дом Троцкого», которому стукнуло уже более 150 лет, превратился в живописную руину. Кстати, недавно владельцы попытались продать его за 4,4 миллиона долларов, правда, желающих не нашлось. Возможно, включение этого дома в маршрут биеннале, поможет найти нового хозяина.  А на время биеннале в «Доме Троцкого» поселилась работа португальского художника Адриана Вильяра Рохаса (Adrian Villar Rojas), которая наполнила пространство разрушающегося дома печальными звуками и видео-изображениями.  

1.    Улочка острова Бююкада с сохранившимся старинным деревянным домом. Фото Глеб Анфилов

Не менее роскошные и тоже полуразрушенные виллы: деревянный Rizzo Palace, где долгое время находился госпиталь для греческих детей-беженцев, и итальянскую виллу George Mizzi (Red Palace) на том же острове Бююкада оживили  аудио и видео инсталляции Эда Аткинса (Ed Atkins) и Сьюзан Филипс (Susan Philipsz). Так прекрасные полуразрушенные фасады и интерьеры доживающих свой век дворцов и вилл вошли в контекст современного искусства, а заодно напомнили всем, какую красоту, доставшуюся нам от некогда великих империй: российской и османской, мы постоянно и безвозвратно теряем. О чем так печалится великий Памук и что нам так близко и понятно.    


обсуждайте и добавляйте:
  

 Ваш логин*:   Ваш пароль: 
* в качестве логина используйте адрес электронной почты
добавить комментарий





Отправить в ЖЖ

Закладки:

другие статьи рубрики:
 
Код Паундбери. Что думают жители о своей идеальной деревне? // январь 2010
Академик Купцов: // январь 2010
Британцы не любят современную архитектуру // январь 2010
Д.Хмельницкий. От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье? // январь 2010
Оправдание деревом. Премия АРХИWOOD // январь 2010
Основы домоводства. Экологическая идея // январь 2010
Елена Архипова: В Москве я скрываюсь в театрах и монастырях // январь 2010
Экологическая архитектура. Тенденции и перспективы // январь 2010
Архитектура между вечностью и рынком // январь 2010
Деревянный век. // январь 2010
Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD // январь 2010
Город набережных. Максим Атаянц // январь 2010
Вернер Нуссмюллер: Люди должны жить ближе друг к другу, и им будет теплее. // январь 2010
Классическая архитектура: выживание и новые перспективы. // январь 2010
Классика как экология культуры. Выставка 11 классицистов. // январь 2010
i-да-city! Россия получила приз за Сколково на Венецианской биеннале. // январь 2010
Этика или эстетика – наш общий интерес? // январь 2010
NORDICWOOD // январь 2010
Главный дар природа архитектору // январь 2010
Золотое сечение 2013 // январь 2010
С городом на ты. Итоги // январь 2010
МОСКУЛЬТПРОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAYAKOVSKY VELONOTTE // январь 2010
Римский дом - дом 20-летия. Интервью с Михаилом Филипповым // январь 2010
5000 лет архитектуры… и что теперь? 14 Венецианская биеннале // январь 2010
Журнал Speech. Новая версия // январь 2010
Россия взяла под козырёк // январь 2010
Страна плача. По следам Стамбульской биеннале // январь 2010
Музей Колумбы Цумтора и Итальянский квартал Филиппова // январь 2010
новые курорты // январь 2010
Экологические тропы // сентябрь 2009
Елена Теплицкая: В Москве здания не разговаривают, а вопят благим матом // сентябрь 2009
Брендинг и устойчивое развитие // сентябрь 2009
Школа общения // июнь 2009
Интервью архитектора и фотографа Владимира Орлова // май 2009
Соцопрос. Идеальный дом для россиян // апрель 2009
Нами правит дурной вкус. Татьяна Назаренко // март 2009
Мы - они. Владимир Паперный. // февраль 2009
Валерий Кошляков. Москва - фронт, Россия - подвал, где деньги лежат // январь 2009
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев