Дагерротип Госпожи Москвы
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2015
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2015
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







Дагерротип Госпожи Москвы
В Центральном доме архитектора состоялась выставка Владимира Орлова «Проекция Москвы». Это часть одноименного многолетнего фотопроекта. Будучи архитектором и фотографом одновременно, Орлов и строит город и смотрит на него со стороны. Поэтому его диагнозы и прогнозы особенно точны. Станет ли Москва Дубаи или экологической и архитектурной столицей мира? Об этом - его интервью и фото. Интервью Ольга Орлова.

 
Для архитектора Владимира Орлова фотоискусство стало инструментарием исследования такой неподвластной архитекторам материи, как Время. И хотя сам он начисто отвергает аналитические истоки своего творчества, его интуиции закладывают фундамент для проектирования будущего. Снимает он на современную «цифру», даже не кадрирует результаты, но в итоге - такая выверенность и незамыленность картинки, как будто ее сделал все еще удивляющийся самой возможности фотографировать мастер cтарого метода дагерротипии.  

Владимир, давно ли вы фотографируете Москву? Что изменилось в мегаполисе?

Я живу в Москве с рождения, с 1946 года, и так хорошо все помню, что мог бы написать книгу. Фотографировать Москву я мечтал еще в школе, но системно начал в 2000 году, когда все уже стало другим. Раньше все было кустарнее и смешнее, сейчас стало серьезнее, укрупнилось, заполнилось охраной, всюду — шлагбаумы и запертые двери. Город стал враждебным и чужим. Конечно, что-то из вновь появившегося мне нравится: множество театров, выставок, ресторанов. Появились образцы хорошей современной архитектуры. Но отдельные шедевры не могут решить всех московских проблем.

В разговорах с архитекторами стало уже общим местом выражение профессионалами ужаса от того, что происходит в последние 10-15 лет в Москве. Фотография, выбранная вами для оформления афиши выставки, — тоже воспринимается как метафора ужаса. Пространство, которое могло бы быть человечным и рукотворным (образ ладони) пребывает в шоке от того, что с ним происходит. Тем не менее, вы постоянно в своих снимках пытаетесь опоэтизировать образ первопрестольной?

Нет, я не ставлю себе такой конкретной задачи. Я снимаю во время ежедневных перемещений по городу тогда, когда вижу: это надо «взять». Это прямая фотография без монтажа и кадрирования.

«Проекция Москвы» построена на множестве ассоциаций, культурных отсылок, юморе и сарказме; она продуцирует новые смыслы, благодаря парадоксальным совмещениям сюжетов. Так, например, красивые виды города, в которых обнаруживается "неправильный" главный элемент.

 

Или серия «Женщины Маяковского» (кстати, вызвавшая много подражаний), памятник поэту здесь вступает в диалог с рекламными дивами.

Или сверхплотная городская среда с потоками машин, в которой очевидна своеобразная эстетика.

Сюда же — фотофакты изобилия рекламы, транслирующего взору витальность города и необузданную стихию дикого капитализма. Этого нет нигде в мире, и в Москве оно уже сходит на нет.

 

А вот московский ливень набрасывает на город живописный и романтический покров.

Что для вас составляет сферу поэтического в современном мегаполисе?

Фотография как никакое другое искусство, существует практически полностью в культурном контексте. Она в этом смысле насквозь конъюнктурна, интерес к ней возникает в процессе узнавания. Так Как читатель стихов думает: «Я так чувствовал, но не умел выразить словами», так и зритель снимков понимает: «я был там, но не увидел этого». Еще фотография может схватывать мгновение, останавливать Время. Но и это не все, лишь, когда она выходит за пределы фиксации реальности и приобретает свойства образа, она перерастает личный опыт автора, становится интересна и понятна многим, начинает сама существовать во времени. Фотография стремится разгадать тайну Времени, бытия так же, как герой Маркеса пытался сделать дагерротип Господа Бога.

Как бы вы определили метод своей работы? 

О фотожурналистах часто пишут: он исследует то-то. Я не могу сказать, что я что-то исследую, — я работал в науке и знаю, что там другая методология. Я же сосредотачиваюсь на своем субъективном взгляде, действую интуитивно. Хотя, с другой стороны, интуиция чрезвычайно важна как путь непосредственного познания. Если собрать и проанализировать такие личные опыты достаточного числа интуитивистов, то можно создать мощный инструмент выработки серьезных решений. Не думаю, что так могло бы получиться подспорье для деятельности городских чиновников, скорее для проектировщиков, в крайнем случае — для составителей прогнозов развития городской среды и разработчиков градостроительных стратегий. Так же как А. Вознесенский считает, что поэзия — это основа будущего сознания, я не исключаю рассмотрение «массового субъективного» в качестве основы будущего проектирования.

У Вас есть ряд снимков с чудовищным количеством во всю дымящих труб. Где были сделаны эти фотографии?

Парадокс: заводы простаивают, но трубы дымят. На снимках трубы ТЭЦ в разных районах Москвы, снятые зимой, когда дым и пар видны в большом объеме из-за морозного воздуха. Это ТЭЦ в районе Профсоюзной улицы около метро Ленинский проспект, ТЭЦ в районе Киевского вокзала на Краснопресненской набережной и ТЭЦ в районе Люблинской улицы рядом с метро Волгоградский проспект. Должен заметить, что в столице масса труб, которые дымят, хотя и не так картинно, но значительно опаснее.

 

Часто ли вообще в объективе оказываются приметы экологического неблагополучия Москвы? 

Экологические проблемы на многих снимках не видны. Но бывает при некоторых атмосферных явлениях и пожарах торфяников в Москве стоит такой смог, что на фото виден только первый план и лишь слегка следующий — для меня это сгущенный образ всего экологического неблагополучия мегаполиса. Часто в кадре оказываются люди, и ты задумываешься, что их жизнь в городах короче, чем в сельской местности.

Каково архитектурное будущее Москвы?

Рисовать будущее — самонадеянно, поскольку интерполяция сегодняшних идей, понятий и тенденций в будущее почти всегда ошибочна, так как не учитывает качественных скачков в результате изобретения новых технологий и социальных сдвигов. Таков мировой опыт прогнозов. В виде условных предположений, по-моему, возможны два варианта.

Первый: при благополучном выходе из кризиса и росте цен на энергоносители начинается второй строительный бум, многие современные здания будут снесены для возведения новых с циклом в 5-10 лет в соответствии с рыночной конъюнктурой и дизайнерской модой. Оставшаяся часть исторической Москвы будет и подавно снесена, но Кремль и ряд архитектурных памятников выборочно, в искаженном виде, оставят в качестве признаков национальной самоидентификации и рекламных символов. Московские архитекторы будут работать во второсортных инофирмах над адаптацией западных концепций. Москва станет похожа на Дубаи. Москвичей выселят за МКАД, отдав город тем, кто может купить жилье.

Второй вариант видится таким: кризис углубится и необратимо поразит нынешнюю «сверхцивилизацию» (термин А. Зиновьева). На ее обломках будет со временем построена новая глобальная биосферно-совместимая цивилизация, возможно, с единым мировым правительством. Она будет куда более экологичной по своей сути, основанной на использовании воспроизводимых источников энергии. Что касается Москвы, то в ней будет создана принципиально новая матричная система общественного транспорта на уровнях выше и ниже земли, а радиально-кольцевая сеть улиц будет реконструирована для пешеходов и велосипедистов. Автомобили выведут за черту города.

Все здания столицы реконструируют с применением новейших технологий, сделают «умными» и энергоэффективными, сохранив при этом их облик. Небоскребы, нарушающие силуэт Москвы, снесут, а уже снесенные памятники архитектуры и заповедные зоны города восстановят на основе нанотехнологий, обеспечивающих исходную идентичность. Все великие проекты русского авангарда будут реализованы. Авторитет архитекторов будет таков, что без них правительством не будет приниматься ни одного градостроительного решения. Москва станет архитектурной столицей мира. Здесь будет много зелени, водоемов, в которых можно купаться, чистого воздуха. В такую перспективу развития Москвы хочется верить. Я не верю, но надеюсь.

Май 2009

 


обсуждайте и добавляйте:
  
Пользователь: Дата: 02.04.2010 12:20
  • h612Z8 <a href=\"http://khhoskfhldin.com/\">khhoskfhldin</a>, [url=http://pzxyueorqhzo.com/]pzxyueorqhzo[/url], [link=http://qtdfhlvetfpp.com/]qtdfhlvetfpp[/link], http://dwbgxlvbwddp.com/

  •  Ваш логин*:   Ваш пароль: 
    * в качестве логина используйте адрес электронной почты
    добавить комментарий



    Отправить в ЖЖ

    Закладки:

    другие статьи рубрики:
     
    Код Паундбери. Что думают жители о своей идеальной деревне? // январь 2010
    Академик Купцов: // январь 2010
    Британцы не любят современную архитектуру // январь 2010
    Д.Хмельницкий. От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье? // январь 2010
    Оправдание деревом. Премия АРХИWOOD // январь 2010
    Основы домоводства. Экологическая идея // январь 2010
    Елена Архипова: В Москве я скрываюсь в театрах и монастырях // январь 2010
    Экологическая архитектура. Тенденции и перспективы // январь 2010
    Архитектура между вечностью и рынком // январь 2010
    Деревянный век. // январь 2010
    Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD // январь 2010
    Город набережных. Максим Атаянц // январь 2010
    Вернер Нуссмюллер: Люди должны жить ближе друг к другу, и им будет теплее. // январь 2010
    Классическая архитектура: выживание и новые перспективы. // январь 2010
    Классика как экология культуры. Выставка 11 классицистов. // январь 2010
    i-да-city! Россия получила приз за Сколково на Венецианской биеннале. // январь 2010
    Этика или эстетика – наш общий интерес? // январь 2010
    NORDICWOOD // январь 2010
    Главный дар природа архитектору // январь 2010
    Золотое сечение 2013 // январь 2010
    С городом на ты. Итоги // январь 2010
    МОСКУЛЬТПРОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAYAKOVSKY VELONOTTE // январь 2010
    Римский дом - дом 20-летия. Интервью с Михаилом Филипповым // январь 2010
    5000 лет архитектуры… и что теперь? 14 Венецианская биеннале // январь 2010
    Журнал Speech. Новая версия // январь 2010
    Россия взяла под козырёк // январь 2010
    Страна плача. По следам Стамбульской биеннале // январь 2010
    Музей Колумбы Цумтора и Итальянский квартал Филиппова // январь 2010
    новые курорты // январь 2010
    Экологические тропы // сентябрь 2009
    Елена Теплицкая: В Москве здания не разговаривают, а вопят благим матом // сентябрь 2009
    Брендинг и устойчивое развитие // сентябрь 2009
    Школа общения // июнь 2009
    Интервью архитектора и фотографа Владимира Орлова // май 2009
    Соцопрос. Идеальный дом для россиян // апрель 2009
    Нами правит дурной вкус. Татьяна Назаренко // март 2009
    Мы - они. Владимир Паперный. // февраль 2009
    Валерий Кошляков. Москва - фронт, Россия - подвал, где деньги лежат // январь 2009
     
     
    главная страницарусскийenglish
    экА.ру
    Журнал про экологию и архитектуру
     
    архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
      о журнале
    экосайты
    форум
    реклама, контакты
    архив
    карта сайта
    новости



      >> архив статей  
     
     

      Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
    дизайн — Семён Расторгуев