Классика как экология культуры
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Классика как экология культуры

Выставка Тенденции: историзм. Фрагмент экспозиции. Фото Наталья Тоскина.
 
В рамках Московской биеннале архитектуры 2012 случилось событие мирового значения: Впервые за 20 постперестроечных лет состоялась выставка 11 классицистов. 6 российских архитекторов (Максим Атаянц, Дмитрий Бархин, Михаил Белов, Михаил Тумаркин, Илья Уткин, Михаил Филиппов) и 5 западных (Пьер Карло Бонтемпи, Дэвид Майерник, Этторе Мария Маццола, Хосе Корнелио да Сильва, Томас Гордон Смит) учат нас замедляться, чтобы выжить.
Лара Копылова  //  17 июня 2012  

Выставка получилась обстоятельная: города и поселки, храмы, дворцы и усадьбы, школы и жилые дома. К тому же куратор Максим Атаянц опросил участников, так что около работ каждого висело его вербальное кредо. Только название «Историзм», навязанное общим куратором биеннале Бартом Голдхоорном, неудачное. Ни один из представленных архитекторов не считает свое творчество обращением к прошлому. Ровно наоборот: то, что они делают, необходимо современности как источник сил среди общего цивилизационного кризиса. Тем более что традиционная архитектура напрямую связана с экологией – и по своему «физическому составу» и по «культурному» она выдерживает проверку временем: жители/пользователи ее берегут.

«Есть признаки того, что классическая архитектура начала выходить из кризиса, который переживала в последние 10-15 лет», - комментирует куратор Максим Атаянц. Он скромничает. Классицистам, может быть, и не заказывают музеи современного искусства (не их жанр!), зато заказывают города и поселки, которые строились и продолжают строиться в Европе и Америке. А теперь и в России. По сути, случилось событие мирового значения.  Выставок классицистов было немного и на Западе, хотя классическому движению более 30 лет и оно успешно существует под патронажем принца Чарльза и вокруг чикагского университета Нотр-Дам. (Мало их, потому что, как сказал однажды известный английский классицист Квинлан Терри, «классика не нуждается в выставках. Она и так востребована. Выставки нужны модернистам, иначе они останутся без работы»). Российские же мастера традиционной архитектуры не выставлялись ни разу за 20 постперестроечных лет и впервые вошли в мировой контекст.

Надо сказать, что выставка идеально попала в тему биеннале «Идентичности», заданную Бартом Голдхоорном. Москва, с точки зрения идентичности, - классический город. Модернистские объекты, даже талантливые, среды не создали (яркий пример – мертвый район Остоженки с прекрасной модернистской архитектурой). При слове Москва люди вспоминают Кремль, бульвары, Патриаршие пруды, сталинские высотки и Тверскую улицу с архитектурой 1930-50х. И всего 6 архитекторов у нас есть, чтобы эту идентичность продолжать, а не разрушать.

 

 

Храм Пресвятой Троицы в Париже. Арх. Михаил Филиппов.

Итак, перейдем к экспозиции. Михаил Филиппов выставил проект Храма Троицы в Париже. Своды храма в виде стеклянных пергол, увитых зеленью, – нечто небывалое и очень современное. Свет, проникающий сквозь стекло, соединяется со светом от «Троицы» Андрея Рублева в куполе. Вообще-то, это гениальная идея - поместить «Троицу» в купол, то есть реализовать круговую композицию знаменитой иконы Рублева. Странно, что она раньше никому не пришла в голову. Проект не выиграл в конкурсе, но тем лучше, возможно, он будет осуществлен в Москве. «Итальянский квартал» на Долгоруковской улице – это новая типология большого жилого дома, обращенного парадными фасадами во двор, динамичная форма амфитеатра и мастерское вплетение итальянских мотивов в московский контекст.

 

Школа "Президент" в Жуковке. Арх. Михаил Белов.

Школа в Жуковке Михаила Белова – тоже разговор и с классикой прошлого и с современностью. Если в Серебряном веке аркаду ростом с фасад накладывали на стеклянную плоскость, то у Белова все сложнее. Две параллельных стеклянных стены пронизаны лучами восточного и западного солнца (внутри красивое многосветное пространство), а третью параллель образует парадная аркада со стороны улицы и пространство под ней. Две эфемерности рядом – тонкая работа, показывающая, что классике доступны все достижения современности: светлые пространства, интерьер, перетекающий в природу и т.д. «Имперский дом» того же архитектора – со сталинскими пинаклями в виде нефтяных вышек – остроумное размышление о теме власти в капиталистической Москве.

Можно также напомнить, что Михаил Филиппов строит Горки-Город в Сочи, а Михаил Белов построил поселок палладианских вилл «Монолит». То есть у обоих есть произведения градостроительного масштаба.

Площадь Тосканы. Val d"Europe. Париж. Арх. Пьер Карло Бонтемпи.

Пьер Карло Бонтемпи представил Площадь Тосканы и другие проекты, отлично нарисованные, суховатые, с идеальными пропорциями, без выраженного авторского жеста, создающие среду исторического города, где, по убеждению автора, люди чувствуют себя счастливее. Бонтемпи производит впечатление человека вслушивающегося, с внутренним камертоном, который не допускает фальши. То же ощущение прозрачности исходит и от его архитектуры. Сам он стал классицистом, потому что учился во Флоренции. И хотя в университете преподавали только модернизм, его учил город.

Проект реконструкции Корвиале под Римом. Арх. Этторе Мария Маццола.

Этторе Мария Маццола предложил превратить пригород Рима Корвиале – задуманный в 1972-м как шедевр модернизма дом длиною 1 км на 9500 жителей, но давно превратившийся в трущобы и сквот для наркоманов, - в традиционный район из невысоких зданий с черепичными скатными крышами.

Другой проект Маццолы – реконструкция района ZEN в Палермо, разработанного Витторио Греготти в 1969-м и так же, как и Корвиале, люмпенизированного до крайности.

Район ZEN в Палермо. Арх. Витторио Греготти.

Любопытен скандал, возникший в прессе в связи с этим. Когда автора модернистского пригорода спросили, в чем была идея ZEN, он сказал, что район должен был стать «переводом на архитектурный язык идеи Нового Иерусалима, места, где нет разделения на социальные слои, где все они живут в мире». Когда же корреспондент поинтересовался, почему сам Греготти не живет здесь, тот со старческой откровенностью выпалил, что он же не пролетарий, а архитектор. Видимо, это фундаментальное противоречие. Как сообщил во время дискуссии Максим Атаянц, когда в пылу полемики с британским модернистским истеблишментом Леон Крие опубликовал домашние адреса модернистов, оказалось, что никто из них не живет в здании, построенном позже 1870 г. Боюсь, в России та же картина: модернист Андрей Боков живет в историческом дореволюционном доме, директор модернистской архшколы «Марш» Никита Токарев – в сталинском и т.д.  

 

Усадьба в Подмосковье. Арх. Михаил Тумаркин.

Мраморная, очень тщательно выполненная, с изобретательными, по-настоящему классическими планами, архитектура Михаила Тумаркина нашла почитателей среди заказчиков усадеб и даже дворцов (резиденция султана Брунея) за пределами России.

Проект дома в Щетининском пер.  Авторский коллектив Д.Бархин, А.Бархин, М.Бояров, Н.Калинина, А.Караваева

Дмитрий Бархин и его сын Андрей экспериментируют, противопоставляя прекрасно выполненные классические элементы стеклянным сетчатым фасадам. Иногда это хорошо, как в Туполев-плаза на ул. Радио, иногда менее удачно (Каланчевская плаза). Перспективным для столицы показался проект дома в Щетининском переулке. По мнению Андрея Бархина, оформляющие фасад рустованные колонны, вдохновленные двором палаццо Питти архитектора Б.Амманати, получили петербургскую трактовку в духе дореволюционной неоклассики (и косвенно 30-х гг).

 

Церковь Богородицы в семинарии в Гваделупе. Арх. Томас Гордон Смит. 

Португалец Да Сильва показал обаятельную средиземноморскую архитектуру с шершавой каменной облицовкой и черепицей – терпким местным колоритом. Томас Гордон Смит привез свой известный Витрувианский дом, в  котором сам и живет, а также Церковь Богородицы в семинарии в Гваделупе. Дэвид Майерник – свои рисунки и школу TASIS в Швейцарии, Илья Уткин – проект реконструкции московского района «Кадаши».

Школа TASIS в Швейцарии. Арх. Дэвид Майерник.

В целом, если сравнивать, западные классицисты – более сдержанные, «средовые». Наши - пассионарнее. Особенно это касается Филиппова и Белова. Несмотря на все слова (Филиппова) о смирении и строгом каноне, современное содержание в их вещах так и бурлит. Самый гармоничный и уравновешенный из российских классицистов, пожалуй, Максим Атаянц. И академический багаж у него серьезный, и количество находок велико, и архитектура разнообразна: от византийского Собора Святого Духа в Петербурге до европейского Ивакино-Покровского и коттеджного поселка в Сочи с местными кавказскими влияниями.

Гостиница в Сочи. Арх. Максим Атаянц.

Вообще же нельзя не порадоваться, что российский классицизм вышел на уровень градостроительства (Ивакино-Покровское, Город набережных, Опалиха 2 – проекты Максима Атаянца и компании Urban Group под Москвой) и национальных проектов (Горки-город в Сочи, авторы Михаил Филиппов и Максим Атаянц).

 

Поселок Ивакино-Покровское в Подмосковье. Арх. Максим Атаянц.

В заключение два замечания. В ответах архитекторов на вопросы куратора примечательно, как они реагировали на вопрос о компромиссе модернизма и классики. Многие считали его невозможным для себя, но имевшим место исторически в ар деко и сталинской архитектуре. Такое соединение в архитектуре ХХI века пророчил академик Хан-Магомедов и вряд ли был не прав. Так вот, в отличие от многих архитекторов, считающих подобное соединение губительным, вероятно, это не так. Доказательством служит то, что людьми ардекошные (сталинские) здания воспринимаются как исторический город. Классика сильнее и гибче, в случае ар деко она «переварила» модернизм, как «переваривала» готику, русский стиль, ар нуво (впрочем, в постмодернизме случилось ровно наоборот, и вышло неудачно, но он и создавался модернистами, чтобы над классикой иронизировать, а это – мало  достойная цель).

И последнее. Смешно, что заказчикам классика нравится, жителям и публике она очень нравится, не любят ее только 90 процентов профессионального сообщества, то есть архитекторов. Точнее, они как Слонопотам с поросятами: жить они в ней любят, а строить – нет. А причина проста - это очень трудоемкая профессия: представителя традиционной архитектуры, как пианиста, надо учить двадцать лет, начиная с дошкольного возраста. Поэтому, как верно заметил Маццола, в модернистах просто говорит «досада по поводу утраченного знания».

И еще цитата: Олег Нестеров - о классической музыке. Как сама писала. Слово «музыка» заменяем на слово «архитектура». Получается: «Красота и Истина живут на длинной волне. Чтобы их почувствовать, человеку нужно замедляться… Классическая архитектура – это один из немногих шансов замедлиться, это подсказка, созданная человечеством за немалый промежуток времени…Классическая архитектура помогает людям быть счастливыми. Накопленная за сотни лет энергия красоты не дает сбиться с пути, сохраняет веру и настраивает на нужную волну. Причем речь не идет просто о чем-то красивом, что приятно наблюдать. Речь идет о выживании – чтобы поддерживать в нормальном состоянии свой источник энергии…Глупо с нашей стороны не принимать эту эстафетную палочку. Цена вопроса – опять темные века».


обсуждайте и добавляйте:
  

Пользователь: Дата: 21.09.2012 07:59
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев