Этика или эстетика – наш общий интерес?
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Этика или эстетика – наш общий интерес?

Российский павильон. Комиссар Григорий Ревзин, куратор Сергей Чобан, со-кураторы Валерия Каширина, Сергей Кузнецов.
 
Тема биеннале, заданная куратором Дэвидом Чипперфильдом, - common ground, что означает общий интерес. Трактовали ее широко. Сам куратор написал, что в результате экономического кризиса у архитекторов случился кризис идентичности, и общий интерес должен помочь из него выйти. Но как? Идентичность ассоциировалась с авторским жестом, который был возможен благодаря экономическому буму 2000-х. Теперь, в кризис, строить авторское сложнее. Мало денег. Можно ли обрести идентичность в командной работе? Это вопрос. Чипперфильд считает, что да. Из всего разного, представленного на биеннале, я выбрала два пункта, на мой взгляд, главных. Это этика и классика. За экологию ответила итальянская экспозиция, за искусство – украинская. Самым красивым и неожиданным стал российский павильон с городом Сколково (см. статью i-да-city).
Лара Копылова  //  3 сентября 2012  

 Многие участники поняли «Общий интерес» как вариант знаменитой темы 2000 года «Меньше эстетики, больше этики», предложенной в 2000 году архитектором левых взглядов Массимилиано Фуксасом. Как и тогда, на экранах предстали картины крайней бедности и социальных протестов (выставка Нормана Фостера в Арсенале). Там же индийский архитектор Кунду построила дом, в котором, кроме венецианских архитекторов, заняла индийских строителей – то есть дала работу местным людям, то есть поддержала социальную тему. Ее отметили «Серебряным львом». "Золотого льва" за карьеру получил португалец Алваро Сиза.

Экспозиция Нормана Фостера в Арсенале.

Самым этическим был павильон Японии, где Тойо Ито попросил архитекторов спроектировать временные дома для пострадавших в катастрофе. Конструкции на основе бревен напоминали наш фестиваль «Архферма». Япония и получила «Золотого Льва». Экспозиция называлась «Возможна ли здесь архитектура?» При взгляде на нее возникало двойственное чувство. Конечно, помощь пострадавшим – это самое главное и единственное, что еще может объединять людей. Герой какого-то фильма сказал, что самые красивые три слова, сказанные когда-либо, это не «Я тебя люблю», а «Помогите мне, пожалуйста». 

Павильон Японии.

С другой стороны, когда смотришь на реальную практику, видишь все больше архитекторов, мечтающих о грандиозных постройках и баснословных гонорарах. Незачем далеко ходить, швейцарцы Херцог и де Мерон уже десяток лет не могут построить филармонию в Гамбурге (экспозиция на эту тему размещена в Арсенале), потому что цена строительства выросла от 186 млн. евро до 500 млн. евро, а гонорар авторов 52 млн. евро раздражает жителей Гамбурга своей величиной. Из анонимных источников известно, что их гонорар за университет в Сколково еще больше. И реальные цели архитекторов как-то далеки от временных домиков. Но что любопытно, и цели жителей японских домиков, в которых поселилось по несколько семей, тоже далеки от этих домиков, а главное их желание, надо полагать, – поскорее переехать в постоянное нормальное жилье без соседей над головой. 

И вот возникает подозрение в некоторой неискренности западного архитектурного сообщества. Тогда в 2000 году, когда призывали к увеличению этики, «Золотого льва» дали Жану Нувелю за установки по очистке воды для бедных районов Африки. Но причем  здесь Нувель как архитектор? Он-то строит прекрасные и, разумеется, очень дорогие здания, и значение его для общества именно в эстетике, а не в этике. Поймите меня правильно, я – за помощь бедным, но это дело политиков, благотворителей, волонтеров. Архитектура-то здесь причем? Кстати, коммунист Фуксас, поборник этики, живет в весьма эстетичном дворце на площади Вогезов – в самой дорогой недвижимости Парижа.

Павильон России

«Дело архитектуры – прославление», сказал философ Людвиг Виттгенштейн. И в этом качестве она не менее важна для общества, чем помощь бедным и пострадавшим. В этом ее символическая функция. Другое дело, что прославлять можно разное: Бога, правителя, себя или идею. Архитектура Сколково прославляет инновационность и технологии. И российский павильон прославляет их же (см. статью i-да-city в Эка.ru). И делает это очень хорошо. Архитектор Левон Айрапетов точно определил нашу экпозицию: «Это классический декоративный нанохрам информационных технологий». А Сергей Скуратов, автор конкурсного проекта на жилье в Сколково, сказал, что это – «дорогостоящий тоталитаризм, и вообще все главные проекты отдали иностранцам». Слово тоталитаризм не годится, правильнее - империя, ну так инновации и будут господствовать в Сколково. Империя новых технологий, почему нет? Сам же Сергей Скуратов строит выразительный, скульптурный небоскреб на Мосфильмовской, который уж куда как доминирует над местностью, превышая застройку в несколько раз по высоте, соревнуясь с «тоталитарным» зданием МГУ.

Что я хочу сказать? Что имперское в политике – это, возможно, плохо, но имперское в архитектуре и искусстве - это хорошо. Потому что красота связана с художественной иерархией и прославлением. В ней есть мастерство (которое в контемпорари арт, увы, переродилось в PR). И не надо скрывать истинных намерений. Дорогие архитекторы, берите пример с Палладио, который строил во славу Божию и для утверждения достоинства заказчика и стал лучшим архитектором всех времен и народов.

Вилла "Ротонда" Палладио как самое копируемое произведение.

Вторая тема биеннале – классика. Она не присутствовала на венецианской выставке целых 12 лет, с того самого 2000, когда  была представлена в российском павильоне. И вдруг появилась. В жюри вошел профессор Роберт Стерн,  лауреат премии Дрихауса 2008 года, даваемой за классическую архитектуру. Почему это сделано? Для политкорректности? Или намечается стилистический поворот? Или Чипперфильд пытался найти общий интерес для классиков и модернистов? Было несколько эспозиций на тему классики. Вилла Ротонда Палладио демонстрировалась в виде инсталляции как самое имитируемое произведение, а на стенах мелко-мелко были даны реплики виллы разных архитекторов в разных странах. 

Работы студентов Ганса Колхофа.

Демонстрировались макеты классических зданий, сделанные студентами Ганса Колхофа, и деревянные макеты его собственных классических небоскребов.

 

План Кампо Марцио. Джованни Баттиста Пиранези.

В главном павильоне показали фантазии студентов архшколы Йельского университета на тему плана Кампо Марцио Пиранези. Участвовали в том числе и студенты деконструктивиста Питера Айзенмана, который считает себя, как известно из прошлых биеннале, продолжателем Пиранези. Студенты извлекали из запутанного фантазийного плана XVIII века отдельные мотивы и играли с ними. Например, вытаскивали стену с аркадами и повторяли ее бесчисленное количество раз – принцип музыки минимализма: берем один аккорд и долбим его минут пять. Или причудливые планы превращали в объемные композиции. Короче, либо «выпрямляли» Пиранези, либо  умножали его сумасшествие до полной запутанности. 

Студенты Йельского университета интерпретируют Кампо Марцио Пиранези.

Была также экспозиция «невидимый архитектор» - про реставратора классических зданий. Не было только самих представителей современного классицизма и их произведений. То есть Чипперфильд показал, что для него классика приемлема только в виде исторических образцов, либо в студенческих классах, либо в виде реставрации старых зданий. Но не актуального строительства. Исключение – Ганс Колхоф, которого куратор считает постмодернистом. «Если вы ставите рядом Заху Хадид и постмодерниста Ганса Колхофа и предлагаете людям сравнить их мышление, это – интересно», - сказал Дэвид Чипперфильд.

 

Павильон Италии.

Экологическая тема растворена во многих павильонах. Она, безусловно, присутствует в российском Сколкове, который обещает стать устойчивым городом и по планировке, и по архитектуре, и по энергоэффективным технологиям. Она есть у немцев, их павильон назван Reuse, Recycle, Renew. У датчан, спасающих Гренландию. И у итальянцев, павильон которых был полностью засеян травой (куратор Лука Дзеви).

Экспозиция Украины. Авторы: Алексей Козырь, Александр Пономарев (на фото), Илья Бабак, Сергей Шестаков.

Особняком стоит украинская экспозиция, место для которой выделено в Арсенале. Известные российские архитекторы Алексей Козырь и художник Александр Пономарев зажигали публику стихами на открытии и бодрыми проектами плавучих музеев современного искусства. Они же научные станции для изучения подводного мира Антарктиды. Один музей имеет нижний подводный зал-платформу и три всплывающих зала со стенами: из воды, льда и пара. Другой музей представляет собой подводную лодку, которая может становиться вертикально, как поплавок, а в нижнюю часть спускаются для наблюдения за океаном. Особым успехом пользовались коврики, лежа на которых можно было посмотреть подледное стерео-видео. Проекты утопические, зато художественная фантазия – великолепная. Может быть, это и есть наш общий интерес?

 

Музей-подводная лодка. Павильон Украины. 

На вопрос, чего он больше всего боится в архитектуре, Чипперфильд ответил: формализма. Но ведь архитекторы всегда о форме. Остальное приложится. Заказчик не даст пренебречь функцией, эксперты проверят конструкции, строители худо-бедно построят, налогоплательщики проконтролируют бюджет. А о форме бедной некому, кроме архитектора, подумать. Ведь и сам Чипперфильд о ней думает. Например, для Пермского театра оперы и балета он придумал план латинского креста, в который вместил все функции, и это было супер-решение (получившее Первую премию). Он-таки припал к мощному живительному потоку традиции, что всех убедило. А в объеме был модернизм. Так что общий интерес – это традиция + модернизм. More community!

            


обсуждайте и добавляйте:
  

Пользователь: Дата: 11.10.2012 12:20
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев