Россия взяла под козырёк
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Россия взяла под козырёк

Русский павильон на Экспо 2015. Арх. С.Чобан, фото А.Народицкий.
 
Экспо 2015 в Милане продолжает ряд Всемирных выставок, проходящих с 1851 года. На них страны хвалятся достижениями. Именно на них впервые показали Хрустальный дворец, свечу Яблочкова и Эйфелеву башню. Архитектура павильонов выполнена известными авторами и задает вектор будущего развития. В этом году главная тенденция – сеть как образ мира без иерархий, с гибкой горизонтальной организацией. В российской жизни с горизонтальной организацией пока не складывается, поэтому наш павильон (архитектор Сергей Чобан, SPEECH) активно устремлен вперед и вверх. Русский павильон - это «один единственный чувственный жест 30-метровой консоли», как охарактеризовали его в журнале Domus.
Лара Копылова  //  19 мая 2015  

Антипасти

Улица Экспо – это улица будущего (длиной 1.5 км). Хотя павильоны каждый по отдельности достойны попадания в архитектурные журналы, вместе они смотрятся довольно хаотично, потому что друг друга «не слышат». Бесконечное разнообразие линий, наклонов, кривых, фактур, материалов и т.д. Как улица это эстетически не работает. На Экспо есть произведения Н. Фостера – диснейлэндовские песчаные дюны павильона ОАЭ, и Д.Либескинда – мороженое в драконьей чешуе, но они не трендообразующие и здесь не анализируются. Маттео Сканйоль в статье «Ингредиенты Экспо в Милане» сравнил выставку с итальянскими закусками антипасти: всего понемножку, можно попробовать разные деликатесы из одной тарелки, но в конце трудно вспомнить, что ел. http://www.domusweb.it/en/building-the-expo.html.

 

Улица Экспо 2015 в Милане. За павильоном Азербайджана с глобусом видны "дюны", построенные Н. Фостером для ОАЭ. 

Что притащили наши сети

Тем не менее, архитектурные тенденции прослеживаются. Это, как и в прошлые годы,  экологическое строительство из дерева, растительные сады на фасадах и зеркальные поверхности. Но главная тенденция - разного рода сетки. Вообще сеть – очень емкий образ. Сеть – это объединяющее начало (Всемирная паутина и соцсети) и в то же время улавливающее потребителя (торговые и прочие коммерческие сети). В бразильском павильоне (арх. Studio Arthur Casas) наклонная сеть, по виду рыболовная или волейбольная, натянута между первым и вторым этажом. Она зазывает усталых посетителей залечь и попрыгать на ней. Так пластически выражена очень бразильская идея всеобщей ламбады, приглашающая к совместному веселью на батуте. А гостям павильона, которые смотрят тропические сады внизу, под сеткой, любопытно, должно быть, эти прыжки над собой наблюдать. Чем не метафора соцсетей и бразильского социума?

 

 

Павильон Бразилии с аттракционом-сеткой. 

Все не от питания, а от воспитания

На тему Экспо 2015 «Питая планету. Энергия для жизни» павильоны отвечают либо продовольственной, либо экологической, энергоэффективной тематикой. Исключение – Эстония, эта страна поставляет миру отличных композиторов, в том числе в этом году, а духовная пища нужна планете ничуть не меньше материальной. Хотя материальная нужда острее: по некоторым прогнозам к 2050 году на Земле будет 13 млрд. жителей, и мы просто слопаем планету, так что тема актуальна.

Павильон Японии (Atsushi Kitagawara Architects) демонстрирует энергосберегающее стекло нового поколения. Но визуальный образ строится на теме сетки. Антисейсмическая решетка сложена из множества деревянных элементов. Для чего может потом использоваться эта проницаемая преграда, не ясно, должно быть, для паркового павильона. Но медитативностью она напоминает конструкцию Цумтора 2000 года из деревянных брусочков.

 

Павильон Японии. 

Самая оригинальная сеть вышла в павильоне Великобритании (автор Вольфганг Баттрес).  Это улей, сотканный из 160 тыс. алюминиевых деталей. Куб, растворяющийся в воздухе со сферической пустотой внутри. Внутри слышны звуки улья, находящегося за тысячи км от Экспо в Ноттингеме, а регулируемые светильники, закрепленные на каждой детали, тоже как-то связаны с измерениями в ноттингемском улье. Все это символизирует Британию как страну, в которой взаимное инновационное «опыление» проходит интенсивнее, чем в остальном мире.

 

Павильон Великобритании. 

 

Русский павильон

 

Архитектура: Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич - бюро SPEECH

Экспозиция: Юрий Аввакумов (концепция), Simpateka RUS (реализация) 

Заказчик: Правительство Российской Федерации

Генподрядчик: RT Expo

Общая площадь: 3260 кв. м

 

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.

Павильон России – интеллигентный и дерзкий одновременно. Светлое дерево, стекло, цивилизованная деревянная площадь под козырьком с зеркальным подбоем. Там все фотографируются, потому что отражаются в зеркале. И над всем этим - огромный «язык» длиной 30 м. Не могла не спросить Сергея Чобана, можно ли трактовать эту длинную консоль как язык, который Россия показала всему миру. Но он с такой интерпретацией не согласился. Чобан видит в этой форме, устремленной вперед и вверх, продолжение русской архитектуры Всемирных выставок. Наши павильоны: Мельникова 1925 года, Иофана/Мухиной с «Рабочим и колхозницей» 1937-го, монреальский павильон Посохина-старшего 1967-го, - всегда взмывали в небо. Или, если угодно, всегда показывали язык (в смысле авангардного жеста). Так или иначе, форма русского павильона активна и запоминается. И как-то более реальна, в отличие от царящих повсюду сеточек и вертикальных садов. Когда там, «под языком», находишься, он не выглядит большим. Зеркальный испод скрадывает длину. Но стоит чуть отойти или взглянуть на чертеж, и мощь впечатляет.

 

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий. 

Не бойтесь

Символ русского павильона Мишку-неваляшку тоже хочется трактовать в связи с политикой: мол, Россию не свалить никакими санкциями. То есть извалять можно, но свалить – никак. Но, конечно, смысл другой. На Мишке-неваляшке нарисованы рыбы, лес и вода, он угощает медом. То есть мы говорим миру: мы – ваша продовольственная безопасность. У нас 1/5 часть мировых запасов пресной воды, 1/10 - пахотной земли, 1/4 -леса. Когда у вас закончится вода или еда, мы вас напоим и накормим. Вырубите лес – мы поделимся. Не бойтесь.

 

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий. 

На благо мира, во имя будущего

Тему природных богатств и продовольственной безопасности продолжает экспозиция русского павильона. Его девиз «Растим на благо мира. Возделываем во имя будущего» (звучит по-советски, кроме библейского «возделываем»). Судя по картине «Хлеба» Виноградова и Дубосарского, которая встречает посетителей у входа в павильон, курс взят на развитие сельского хозяйства и импортозамещение.

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.

Внутри демонстрируются (в день открытия – только на картинках) кухня 11 регионов России, периодическая система Менделеева, наследие Вернадского и коллекция семян Вавилова. Стены представляют собой электронные поверхности типа школьной тетради в клетку (опять сеть). В клеточках размещены блюда, химические элементы и гербарий. В центре одного из залов горит синим пламенем некая перегонная установка, но угощают там невинным квасом и ностальгической советской газировкой «Байкал» и Тархун».

 

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.

Не хватает названий блюд (они есть, но не около картинок), информации об ученых (трагической судьбе Вавилова, нетривиальной биографии Менделеева). Видимо, информация хитро запрятана. Например, об уникальной, самой большой в мире коллекции семян, созданной Вавиловым, которая сегодня стоит 11 трлн. долларов (в десятки раз больше золотовалютного запаса страны, то есть это самый дорогой российский «актив»), а по сути, бесценна для сохранения биоразнообразия Земли, - я прочла позже в интернете. Эту библиотеку семян в дни блокады Ленинграда хранили и не съели 11 ученых, четверо из них умерло с голоду, «сидя на коллекциях» миндаля, риса и картофеля. Этот факт что-то говорит о стране, и жаль, если посетители его не узнают.  

Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий. 

Вязанье спицами и крючком

В отличие от русского павильона, который, за исключением сада на крыше, открылся вовремя, Итальянский павильон, точнее, его внутреннюю экспозицию, открыть не успели. Как сообщает Gardian, строительство павильона Италии сопровождалось коррупционными скандалами и арестами. Тем не менее, даже без внутренней выставки павильон Италии (арх. Микеле Молэ, Nemesi&Partners) внятен и выразителен по форме, нов по содержанию. Белые вязальные «нитки», которыми обмотано стандартное модернистское здание, не к месту названное «Палаццо Италии», сделаны из цемента. Причем это инновационный фотокаталитический цемент, который нейтрализует вредные вещества в воздухе.

Павильон Италии.

Две скульптуры проливают свет на мысли автора: классическая статуя – это культура прошлого; современную же культуру символизирует обнаженная жалобная женская фигура, связанная, висящая вниз головой и стиснутая с двух сторон скалами. Не значит ли это, что стремление ко все большему освобождению, нарушению табу, новизне во что бы то ни стало закрепощает больше, чем ремесленное повторение прошлого?

 

Павильон Италии.

Павильон Италии.


обсуждайте и добавляйте:
  

 Ваш логин*:   Ваш пароль: 
* в качестве логина используйте адрес электронной почты
добавить комментарий





Отправить в ЖЖ

Закладки:

другие статьи рубрики:
 
Код Паундбери. Что думают жители о своей идеальной деревне? // январь 2010
Академик Купцов: // январь 2010
Британцы не любят современную архитектуру // январь 2010
Д.Хмельницкий. От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье? // январь 2010
Оправдание деревом. Премия АРХИWOOD // январь 2010
Основы домоводства. Экологическая идея // январь 2010
Елена Архипова: В Москве я скрываюсь в театрах и монастырях // январь 2010
Экологическая архитектура. Тенденции и перспективы // январь 2010
Архитектура между вечностью и рынком // январь 2010
Деревянный век. // январь 2010
Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD // январь 2010
Город набережных. Максим Атаянц // январь 2010
Вернер Нуссмюллер: Люди должны жить ближе друг к другу, и им будет теплее. // январь 2010
Классическая архитектура: выживание и новые перспективы. // январь 2010
Классика как экология культуры. Выставка 11 классицистов. // январь 2010
i-да-city! Россия получила приз за Сколково на Венецианской биеннале. // январь 2010
Этика или эстетика – наш общий интерес? // январь 2010
NORDICWOOD // январь 2010
Главный дар природа архитектору // январь 2010
Золотое сечение 2013 // январь 2010
С городом на ты. Итоги // январь 2010
МОСКУЛЬТПРОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAYAKOVSKY VELONOTTE // январь 2010
Римский дом - дом 20-летия. Интервью с Михаилом Филипповым // январь 2010
5000 лет архитектуры… и что теперь? 14 Венецианская биеннале // январь 2010
Журнал Speech. Новая версия // январь 2010
Россия взяла под козырёк // январь 2010
Страна плача. По следам Стамбульской биеннале // январь 2010
Музей Колумбы Цумтора и Итальянский квартал Филиппова // январь 2010
новые курорты // январь 2010
Экологические тропы // сентябрь 2009
Елена Теплицкая: В Москве здания не разговаривают, а вопят благим матом // сентябрь 2009
Брендинг и устойчивое развитие // сентябрь 2009
Школа общения // июнь 2009
Интервью архитектора и фотографа Владимира Орлова // май 2009
Соцопрос. Идеальный дом для россиян // апрель 2009
Нами правит дурной вкус. Татьяна Назаренко // март 2009
Мы - они. Владимир Паперный. // февраль 2009
Валерий Кошляков. Москва - фронт, Россия - подвал, где деньги лежат // январь 2009
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев