Россия взяла под козырёк
|
Русский павильон на Экспо 2015. Арх. С.Чобан, фото А.Народицкий.
|
Экспо 2015 в Милане продолжает ряд Всемирных выставок, проходящих с 1851 года. На них страны хвалятся достижениями. Именно на них впервые показали Хрустальный дворец, свечу Яблочкова и Эйфелеву башню. Архитектура павильонов выполнена известными авторами и задает вектор будущего развития. В этом году главная тенденция – сеть как образ мира без иерархий, с гибкой горизонтальной организацией. В российской жизни с горизонтальной организацией пока не складывается, поэтому наш павильон (архитектор Сергей Чобан, SPEECH) активно устремлен вперед и вверх. Русский павильон - это «один единственный чувственный жест 30-метровой консоли», как охарактеризовали его в журнале Domus. |
Лара Копылова // 19 мая 2015 |
Антипасти
Улица Экспо – это улица будущего (длиной 1.5 км). Хотя павильоны каждый по отдельности достойны попадания в архитектурные журналы, вместе они смотрятся довольно хаотично, потому что друг друга «не слышат». Бесконечное разнообразие линий, наклонов, кривых, фактур, материалов и т.д. Как улица это эстетически не работает. На Экспо есть произведения Н. Фостера – диснейлэндовские песчаные дюны павильона ОАЭ, и Д.Либескинда – мороженое в драконьей чешуе, но они не трендообразующие и здесь не анализируются. Маттео Сканйоль в статье «Ингредиенты Экспо в Милане» сравнил выставку с итальянскими закусками антипасти: всего понемножку, можно попробовать разные деликатесы из одной тарелки, но в конце трудно вспомнить, что ел. http://www.domusweb.it/en/building-the-expo.html.
Улица Экспо 2015 в Милане. За павильоном Азербайджана с глобусом видны "дюны", построенные Н. Фостером для ОАЭ.
Что притащили наши сети
Тем не менее, архитектурные тенденции прослеживаются. Это, как и в прошлые годы, экологическое строительство из дерева, растительные сады на фасадах и зеркальные поверхности. Но главная тенденция - разного рода сетки. Вообще сеть – очень емкий образ. Сеть – это объединяющее начало (Всемирная паутина и соцсети) и в то же время улавливающее потребителя (торговые и прочие коммерческие сети). В бразильском павильоне (арх. Studio Arthur Casas) наклонная сеть, по виду рыболовная или волейбольная, натянута между первым и вторым этажом. Она зазывает усталых посетителей залечь и попрыгать на ней. Так пластически выражена очень бразильская идея всеобщей ламбады, приглашающая к совместному веселью на батуте. А гостям павильона, которые смотрят тропические сады внизу, под сеткой, любопытно, должно быть, эти прыжки над собой наблюдать. Чем не метафора соцсетей и бразильского социума?
Павильон Бразилии с аттракционом-сеткой.
Все не от питания, а от воспитания
На тему Экспо 2015 «Питая планету. Энергия для жизни» павильоны отвечают либо продовольственной, либо экологической, энергоэффективной тематикой. Исключение – Эстония, эта страна поставляет миру отличных композиторов, в том числе в этом году, а духовная пища нужна планете ничуть не меньше материальной. Хотя материальная нужда острее: по некоторым прогнозам к 2050 году на Земле будет 13 млрд. жителей, и мы просто слопаем планету, так что тема актуальна.
Павильон Японии (Atsushi Kitagawara Architects) демонстрирует энергосберегающее стекло нового поколения. Но визуальный образ строится на теме сетки. Антисейсмическая решетка сложена из множества деревянных элементов. Для чего может потом использоваться эта проницаемая преграда, не ясно, должно быть, для паркового павильона. Но медитативностью она напоминает конструкцию Цумтора 2000 года из деревянных брусочков.
Павильон Японии.
Самая оригинальная сеть вышла в павильоне Великобритании (автор Вольфганг Баттрес). Это улей, сотканный из 160 тыс. алюминиевых деталей. Куб, растворяющийся в воздухе со сферической пустотой внутри. Внутри слышны звуки улья, находящегося за тысячи км от Экспо в Ноттингеме, а регулируемые светильники, закрепленные на каждой детали, тоже как-то связаны с измерениями в ноттингемском улье. Все это символизирует Британию как страну, в которой взаимное инновационное «опыление» проходит интенсивнее, чем в остальном мире.
Павильон Великобритании.
Русский павильон
Архитектура: Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич - бюро SPEECH
Экспозиция: Юрий Аввакумов (концепция), Simpateka RUS (реализация)
Заказчик: Правительство Российской Федерации
Генподрядчик: RT Expo
Общая площадь: 3260 кв. м
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
Павильон России – интеллигентный и дерзкий одновременно. Светлое дерево, стекло, цивилизованная деревянная площадь под козырьком с зеркальным подбоем. Там все фотографируются, потому что отражаются в зеркале. И над всем этим - огромный «язык» длиной 30 м. Не могла не спросить Сергея Чобана, можно ли трактовать эту длинную консоль как язык, который Россия показала всему миру. Но он с такой интерпретацией не согласился. Чобан видит в этой форме, устремленной вперед и вверх, продолжение русской архитектуры Всемирных выставок. Наши павильоны: Мельникова 1925 года, Иофана/Мухиной с «Рабочим и колхозницей» 1937-го, монреальский павильон Посохина-старшего 1967-го, - всегда взмывали в небо. Или, если угодно, всегда показывали язык (в смысле авангардного жеста). Так или иначе, форма русского павильона активна и запоминается. И как-то более реальна, в отличие от царящих повсюду сеточек и вертикальных садов. Когда там, «под языком», находишься, он не выглядит большим. Зеркальный испод скрадывает длину. Но стоит чуть отойти или взглянуть на чертеж, и мощь впечатляет.
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
Не бойтесь
Символ русского павильона Мишку-неваляшку тоже хочется трактовать в связи с политикой: мол, Россию не свалить никакими санкциями. То есть извалять можно, но свалить – никак. Но, конечно, смысл другой. На Мишке-неваляшке нарисованы рыбы, лес и вода, он угощает медом. То есть мы говорим миру: мы – ваша продовольственная безопасность. У нас 1/5 часть мировых запасов пресной воды, 1/10 - пахотной земли, 1/4 -леса. Когда у вас закончится вода или еда, мы вас напоим и накормим. Вырубите лес – мы поделимся. Не бойтесь.
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
На благо мира, во имя будущего
Тему природных богатств и продовольственной безопасности продолжает экспозиция русского павильона. Его девиз «Растим на благо мира. Возделываем во имя будущего» (звучит по-советски, кроме библейского «возделываем»). Судя по картине «Хлеба» Виноградова и Дубосарского, которая встречает посетителей у входа в павильон, курс взят на развитие сельского хозяйства и импортозамещение.
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
Внутри демонстрируются (в день открытия – только на картинках) кухня 11 регионов России, периодическая система Менделеева, наследие Вернадского и коллекция семян Вавилова. Стены представляют собой электронные поверхности типа школьной тетради в клетку (опять сеть). В клеточках размещены блюда, химические элементы и гербарий. В центре одного из залов горит синим пламенем некая перегонная установка, но угощают там невинным квасом и ностальгической советской газировкой «Байкал» и Тархун».
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
Не хватает названий блюд (они есть, но не около картинок), информации об ученых (трагической судьбе Вавилова, нетривиальной биографии Менделеева). Видимо, информация хитро запрятана. Например, об уникальной, самой большой в мире коллекции семян, созданной Вавиловым, которая сегодня стоит 11 трлн. долларов (в десятки раз больше золотовалютного запаса страны, то есть это самый дорогой российский «актив»), а по сути, бесценна для сохранения биоразнообразия Земли, - я прочла позже в интернете. Эту библиотеку семян в дни блокады Ленинграда хранили и не съели 11 ученых, четверо из них умерло с голоду, «сидя на коллекциях» миндаля, риса и картофеля. Этот факт что-то говорит о стране, и жаль, если посетители его не узнают.
Русский павильон на Экспо 2015. Фото Алексей Народицкий.
Вязанье спицами и крючком
В отличие от русского павильона, который, за исключением сада на крыше, открылся вовремя, Итальянский павильон, точнее, его внутреннюю экспозицию, открыть не успели. Как сообщает Gardian, строительство павильона Италии сопровождалось коррупционными скандалами и арестами. Тем не менее, даже без внутренней выставки павильон Италии (арх. Микеле Молэ, Nemesi&Partners) внятен и выразителен по форме, нов по содержанию. Белые вязальные «нитки», которыми обмотано стандартное модернистское здание, не к месту названное «Палаццо Италии», сделаны из цемента. Причем это инновационный фотокаталитический цемент, который нейтрализует вредные вещества в воздухе.
Павильон Италии.
Две скульптуры проливают свет на мысли автора: классическая статуя – это культура прошлого; современную же культуру символизирует обнаженная жалобная женская фигура, связанная, висящая вниз головой и стиснутая с двух сторон скалами. Не значит ли это, что стремление ко все большему освобождению, нарушению табу, новизне во что бы то ни стало закрепощает больше, чем ремесленное повторение прошлого?
Павильон Италии.
Павильон Италии.
|