Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Две руины. Музей Колумбы в Кёльне и «Итальянский квартал» в Москве

Музей Колумбы в Кёльне, построенный Питером Цумтором, – пример авангардного символизма. Он рассказывает нам о современном мире: о руинированности всяческих иерархий, о сдвинутости ориентиров, разорванности связей, о зыбкости внешне правильного, о нечеловеческой системе отсчета, если о красоте – то об эстетизации ее тления. Другой образ универсума предлагает «Итальянский квартал» Михаила Филиппова. Руинированный «падший» образ достраивается до некоей целостности. Руина может быть восстановлена до целостного образа.

Швейцарский архитектор Питер Цумтор, выиграл в 2007 году конкурс на строительство музея на руинах позднероманской церкви св. Колумбы, разрушенной в годы Второй мировой войны. В 1949 году вокруг чудом сохранившейся при бомбардировках алтарной статуи Богоматери Готфрид Бём построил небольшую часовню с витражами. В начале 1990-х руины передали Музею кельнского диоцеза. Цумтор включил все руины в свой ансамбль. Сегодня музей Колумбы Цумтора – манифест авангардной архитектуры и место паломничества архитекторов.

«Архитектура, создаваемая человеком, воспроизводит его представления о глобальной структуре мира. С этим связан высокий символизм архитектуры», - писал Юрий Лотман. Продолжая его мысль: архитектура не может не быть символичной. Она всегда что-то означает вне зависимости от того, хочет автор этого или нет. А означая, она на нас воздействует. Черчилль это размашисто обобщил фразой: «Мы создаем дома, а потом наши дома создают нас». В 20-21 вв. о символическом содержании архитектуры говорить не принято. В 1960-х  Роберт Вентури в хрестоматийной книге «Уроки Лас-Вегаса» отмечал: «Непризнание своего собственного символизма модернистской архитектурой – это глупость». С тех пор ничего не изменилось.

Итак, архитектура воспроизводит представления человека об универсуме. Рассмотрим два примера: Музей Колумбы Цумтора и «Итальянский квартал» Филиппова.

 

Музей Колумбы. 

Вход в Музей Колумбы найти очень трудно. Приходится обойти  музей со всех сторон и постучаться во все двери. В отличие от классического здания, которое иерархично и симметрично, так как, по словам Палладио, «подобно прекрасному человеку». В человеке иерархия по-прежнему  сильна, и ее нарушение болезненно. В традиционном здании вход чаще всего расположен по центру и обязательно выделен портиком. У Цумтора в Музее Колумбы - намеренная дезориентация.

 

 

Атриум музея Колумбы.

 

Музей Колумбы построен на руинах романской церкви. Эти руины – главное его украшение и главная тема, особенно точно воплощенная в атриуме. Сад всегда – символ рая. И монастырский клуатр, и сад в Еврейском музее Либескинда. Атриум в музее Колумбы у Цумтора, с землей, покрытой серым гравием, с серой каменной стеной, вызывает в памяти японский сад камней. Деревья и руина старого собора - самое красивое, что здесь есть. То есть рай нам предъявлен как руины. Вспоминается  мысль Григория Ревзина, который руинами рая назвал экспозицию Михаила Филиппова на Венецианской биеннале. Между тем, для Филиппова Царствие Божие отнюдь не руина, а самый что ни на есть Небесный Иерусалим. Цумтору определение «Руины рая» подходит больше, если оно вообще не абсурдно.

 

Внутри музея, как и снаружи, Цумтор напоминает о трудности ориентирования в современном мире. Любое классическое здание предъявляет вам парадную лестницу. Здесь узкий лаз на лестницу не найдешь, пока не спросишь у смотрителя. Сквозная лестница с 1-го на 3-й этаж порождает эффект колодца с бетонными стенами высотой в три этажа. Лабиринт и египетский храм – главные ассоциации. Египет – потому что нет ничего сомасштабного человеку, кроме перил. А длинный темный проход похож на движение к святилищу в Луксоре или Карнаке.

 

Щель между лестницей и стенами. То есть мало того, что блуждаешь в лабиринте, еще и стена «отъезжает». Телесное переживание пространства крайне неуютное. Как устроен этот мир, непонятно. Он элегантен, рационален (ортогональность), но зыбкость всех связей и неустойчивость всяческих иерархий пугает. Мы наблюдаем это ежедневно в скандальных новостях и совриске.

 

Окна не симметричны, сдвинуты вбок, не оформлены декором, выглядят проемом, из которого можно «шагнуть» в город. Полумрак и лабиринт. Подписей к экспонатам (часть из них перешла из музея прихода, часть - совриск) нет. И такие же остальные залы. Бетонная стена «отъезжает» от полимерного пола, то есть художественно вам предъявляют не прочность, а зыбкость.

 

Главное пространство находится на первом этаже (если не спросить у смотрителя, где «зал с дырочками», можно его не найти). Здесь место паломничества и экстаза архитекторов. Похоже на склеп, очень холодно. Мостики проложены поверх руин старого храма и других «останков». Видна разрушенная апсида с алтарем. Резюме: религия умерла. Лишь сквозь дырочки в стене пробивается слабый свет, и слышен далекий звук колокола. Эстетизация тления. Меланхолия. В центре расположена действующая капелла, построенная в 1949 Готфридом Бёмом. Святые на цветных витражах, в нимбах, больше похожих на скафандры, выглядят как-то «проще», чем Цумтор. Войти в часовню из музея нельзя (вход с улицы). Культура и религия разошлись в нашем веке. Попасть из пространства культуры в пространство религии не получается. По крайне мере, у Цумтора.

Здесь видны три апсиды храма. И дырочки в стене. «И свет во тьме светит». Но у Цумтора он не связывается с актуальными конфессиями. Храм разрушен. Богооставленность. Сад в руинах. Если, по Лотману, архитектура выражает образ универсума, то какой образ предлагает Цумтор в музее Колумбы? Мир рационален (ортогонален), но зыбок и неустойчив, является лабиринтом, труден для ориентации. Религия умерла, осталось меланхолическое размышление о ней. Та религия, что есть – с наивными витражами, – с пространством культуры не пересекается.

 

Михаил Филиппов начал проектировать «Итальянский квартал» в Москве еще в 2003 году. У проекта была непростая судьба, но в конце концов его реализовали. Дом-квартал представляет собой как бы руину римского амфитеатра, обстроенную в последующие века. И у Цумтора была руина. Но там эстетизация тления. А здесь руина обстраивается и обживается, украшается. Очень христианский, по сути, замысел: руинированный падший образ достраивается до некоей целостности. У Цумтора - констатация развалин. У Филиппова развалины могут быть восстановлены до целостного образа. В форме сектора круга, которым является амфитеатр, Григорий Ревзин видит влияние авангарда. Похоже даже на колесо со спицами. Мне кажется, что это лестницы в небо, а полукруглая колоннада - парафраз Собора Св. Петра. Так что же, всё-таки: Лестница в небо или колесо авангарда?

 

Театр Марцелла в Риме (1 в. до Р.Х.) стал прообразом Итальянского квартала. В театре Марцелла люди живут, и расположены учреждения, в частности отделение полиции. Он выглядит очень современно, поскольку обстроен в последующие века. Нет органичности и симметрии, свойственной исторической классике. Есть диалог и полилог. Вторая важная максима Юрия Лотмана состоит в том, что архитектурное сооружение в идеале диалогично или полилогично. Это текст, который можно рассмотреть как систему субтекстов. Чем больше в нем разных «голосов», тем больше приращение смыслов. Оно носит антиэнтропийный характер. Лотман относит полилог и к архитектурному ансамблю, и к отдельному сооружению: «Любой сложный текст может быть рассмотрен как система субтекстов, для которых он выступает в качестве контекста, некоторое пространство, внутри которого совершается процесс семиотического смыслообразования».

Итальянский квартал – это и дом, и архитектурный ансамбль. Он не подобен человеку, но подобен историческому городу с его наслоениями. Подробнее см. в статье «Итальянские мотивы итальянского квартала». Там 12 мотивов, включая средневековые башни гибеллинов и палладианские окна, экседру дворца Бельведер в Ватикане и полукруглую колоннаду Собора св. Петра. Важно, что все это объединено динамичной формой амфитеатра.

Типология Серебряного века – дом-квартал с системой внутренних дворов (типа дома Бенуа на Каменноостровском просп.). Но она переосмыслена, парадные фасады переместились с улицы во двор. Система внутренних дворов с арками – из ренессансных вилл (и из дома Эмира Бухарского). Арки  Колизея и более поздние надстройки. Полилогичность. Количество мотивов: от античности до сталинского классицизма. Полилогичность естественно соединяется с историческим городом.

 

Воспроизводится шаг исторических фасадов по три оси. Но при всей полилогичности здесь нет постмодернизма: искажения пропорций, иронии, трехколонных портиков. Пропорции этажей, окон, ордера – классические. То есть человек в художественной системе присутствует. Итальянский квартал и пропорционально встраивается в исторический город.

«Лестницы в небо» образовались из субструкций античного амфитеатра. Лестница в небо - важнейший лейтмотив Филиппова. Так называлась квартира с особым пространством на Чистых прудах. «Лестницы в небо» у Филиппова бывают разные: ступени террас в «Итальянском квартале», ступени портиков на фасаде в «Римском доме», лестница в сад в квартире и т.д. Филиппов даже подъемник в Горки городе в Сочи превратил в лестницу в Небо. Человек, ничего не знающий о Филиппове, далекий от архитектуры, был потрясен этой акварелью, увидел в ней мистический город и путь в Небеса (Небесную Лествицу), либо, как вариант, благодать, изливающуюся на этот город с Небес.

Два похода к руинам демонстрируют два вида архитектуры как образа универсума.

  


обсуждайте и добавляйте:
  

Пользователь: Дата: 21.04.2017 11:14
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев