Энергосберегающий ковер-самолет Ренцо Пьяно
|
Ренцо Пьяно (Renzo Piano). Калифорнийская Академия наук в Сан-Франциско.
|
Ренцо Пьяно приподнял кусочек парка над землей и разместил под травяным «ковром-самолетом» старый музей 1853 года. Здание Академии наук в Сан-Франциско – одно из самых «зеленых» в мире. Не только потому, что там применили теплоизоляцию из переработанных джинсов и естественную вентиляцию через иллюминаторы в крыше. И не потому, что Академия получила платиновый экосертификат LEED. А потому, что Пьяно нашел образ для экоархитектуры. |
Татьяна Шовская // 28 февраля 2010 |
В 2000-м году самые известные архитекторы мира были приглашены для участия в конкурсе на проект Калифорнийской академии наук, местом для строительства которой был определен парк Золотые ворота. Шесть из них приехали в Сан-Франциско с подробными предложениями, альбомами и макетами. Седьмой, Ренцо Пьяно, не взял с собой ничего. Побродив по парку и забравшись на крышу старой постройки, разрушенной землетрясением 1989 года, он сказал примерно следующее: «Это была плохая крыша, но с нее можно смотреть поверх деревьев и видеть окрестные холмы. Я сделаю хорошую крышу». Спустившись на землю, он нарисовал эскиз – несколько зеленых волнообразных линий, расположенных гораздо выше черты, обозначающей землю. Так Ренцо Пьяно выиграл конкурс.
Ренцо Пьяно. Эскиз Академии наук в Сан-Франциско.
Его мысль была проста: приподнять кусок парка и разместить под ним музей. Чтобы осуществить ее, понадобилось восемь лет и почти половина биллиона долларов. В апреле 2009 года самый «зеленый» музей мира открылся для посетителей. Прямоугольное здание с обитаемой зеленой крышей вмещает аквариум, планетарий и музей естественной истории. Главная идея архитектора – создать баланс между публичностью и приватностью, наружным и внутренним, декартовским строгим мышлением и непредсказуемостью дикой природы. Классическое симметричное построение фасадов не противоречит невиданной авангардной крыше с холмами и естественным зеленым покровом – настолько естественным, что там можно встретить полевые цветы и заросли земляники.
Ренцо Пьяно. Зеленая крыша Академии наук.
Критики уже поместили эту постройку в один ряд с такими значимыми сооружениями, как музей Гуггенхейма Фрэнка Ллойда Райта, Центр Жоржа Помпиду того же Ренцо Пьяно, музей в Бильбао Фрэнка Гэри.
Стеклянный холл здания позволяет видеть его насквозь, все оно задумано как рама, которая лишь обнимает кусочек природы, стараясь не тревожить ее, быть как можно менее ощутимой. Здесь применены самые высокотехнологичные конструкции и самые устойчивые на данный момент материалы. Крыша холла поддерживается конструкцией, подобной сложной паутине, и ее волнистая форма вызывает ощущение, что здание дышит. Из холла можно наблюдать окружающий пейзаж во все четыре стороны, ощущая себя одновременно и внутри здания, и среди природы.
Вид из интерьера на купол. Фото Michel Denanc.
«Здание должно было стать экологическим и устойчивым уже потому, что это отражает его назначение – изучение нашей планеты. А строить в центре одного из самых чудесных парков мира – редчайший шанс, и, конечно же, фасады должны были стать прозрачными, чтобы каждую минуту видеть, в каком великолепном окружении ты находишься, – рассказывает Ренцо Пьяно. – Важнейший элемент постройки – зеленая кровля. Миллионами растений на ней она устанавливает прямую связь между зданием и природой. Помимо того, что крыша обитаема, она помогает охлаждать все сооружение, абсорбирует дождевую воду и выполняет еще массу функций».
Схема естественной вентиляции в "тропическом лесу".
Действительно, огромный комплекс функционирует без кондиционеров. Центральный компьютер, снабженный погодными сенсорами, открывает и закрывает проемы для проветривания, а форма кровли позволяет холодному воздуху стекаться в центральный холл, откуда он поступает в смежные помещения. Кроме того, кровля способна гасить шум до сорока децибел, а по ее периметру расположены 55 тысяч солнечных батарей, поставляющих от 5 до 10 % необходимой зданию электроэнергии.
Солнечные батареи навеса. Фото Nic Lehoux.
Выставочные пространства посвящены тайнам Вселенной, временная экспозиция рассказывает о грядущем изменении климата. Внимание привлекают две огромные 30-метровые сферы. В одной размещается планетарий, в другой – тропический лес, манящий посетителя еще от входа. Это наиболее крупные объемы здания, определяющие его структуру и довлеющие над ним.
Разрез
Основание сферы планетария «плавает» в бассейне; широкий пандус огибает сферу тропического леса. Прогулка по пандусу способна отослать к исторической памяти о зарослях Золотого века, на самом деле, здесь воссоздана экосистема джунглей. Оказавшись на верхней точке пандуса, посетитель догадывается о назначении холмов на крыше – они пустотелы и служат вместилищем для огромных сфер, находящихся внутри. Круглые, подобные иллюминаторам, отверстия в зеленой кровле по мысли автора должны создавать внутри игру теней и света, какая бывает под кронами деревьев, однако и они задействованы в климатизации внутреннего пространства.
Тропический лес
Музейная часть включает также Африканский зал. Построенный еще в 30-е годы ХХ века в стиле неоклассики и включенный архитектором в новое здание, он демонстрирует удивительные диорамы с пантерами, зебрами и антилопами. Пафос этого павильона совершенно иной – здесь человек чувствует свой триумф как победителя и покорителя природы, что напоминает о столь недавних заблуждениях человечества.
Портик старого музея Калифорнийской Академии и новая плаза Ренцо Пьяно. Фото Nic Lehoux.
Зеленые здания часто внешне ничем не отличаются от прочих, их программа никак не отражена в дизайне, возможно, потому, что их авторы сосредотачивают свое внимание на инженерной стороне проблемы. Ренцо Пьяно устроен иначе, он обладает интуицией и глубоким ощущением времени. Недаром он рассказывает о том, как «слушал тишину» в парке Золотые ворота, прежде чем понять, что здесь должно появиться. И поэтому его здание гармонично соединило в себе техническое и витальное, облекло идею в нужную форму. Именно благодаря художественным качествам здание Калифорнийской академии наук становится высказыванием об ответственности архитектуры за сохранение экосистемы планеты.
Центральная площадь Академии.
Фото и иллюстрации с сайта Ренцо Пьяно. www.renzopiano.com
|