Вилла «Водопад»
ГАИ расшифровывается как Гражданская Архитектурная Инспекция. Рубрика родилась в результате курьеза. Преподаватель МГУ показал студентам-историкам открытки с шедеврами архитектуры и рядовыми постройками последних 500 лет. Без подписей. И попросил отметить, где шедевры, а где просто строительство. К его ужасу, большинство памятников архитектуры ХХ века попали во вторую группу. Вот мы и решили обсудить их с читателями, чтобы понять, «про что» эти здания.
Первой проинспектируем известную виллу «Водопад» Ваши комментарии пишите в форум, в раздел «ГАИ».
Эта вилла как магнит притягивала знаменитостей со всего света: за 70 лет ее существования здесь побывали все сливки американского общества, от физика А.Эйнштейна до президента Ф.Рузвельта. Она была признана одним из десяти шедевров архитектуры ХХ века (2-ое место).
Сам архитектор охарактеризовал свое детище как «органичную архитектуру». Он утверждал, что ее назначение — примирять человека и природу. Весьма современная мысль, учитывая проблемы с экологией в ХХI веке. Примирение получилось. Стеклянные окна от пола до потолка впускают сосны внутрь дома, делая их молчаливыми собеседниками находящихся здесь людей. Звуки мерно падающей воды убаюкивают. Это очень успокоительно действует на нервных жителей мегаполисов, привыкших к нетерпеливым автомобильным гудкам и обрывкам голосов из телевизора. Но природа в Америке отнюдь не только идиллическая. Наряду с покоем в ней присутствуют первозданность и дикость. И архитектура ее продолжает.
Причем мощь дикой природы получает у Райта новое обоснование через ницшеанство. Райт, как и его учитель Салливен, был большим почитателем Ницше. Идею воли к власти, которую тот усматривал в основе роста растений, они переносили в архитектурную форму. Вилла «Водопад» казалась самому архитектору похожей на дерево (плиты нанизаны, как ветки). Многим она представляется наростом на скалах — ведь бетонные плиты интегрированы в скалу, почти сливаясь с ней по цвету. Почти у всех она пробуждает архетипические эмоции из-за сходства с пещерой. Хотя это пещера ХХ века, соответствующая представлениям о техническом прогрессе и комфорте тех лет; хотя каждая из трех спален имеет свой санузел и балкон с видом на ущелье; хотя освещение искусно вмонтировано в свесы крыши второго этажа, это все-таки пещера. Архетип всякого жилья вообще. Вилла воскрешает мифологическую память, даря посетителям примерно то же волнение в крови, что испытывал какой-нибудь удачливый охотник на оленей, возвращаясь с охоты.
И все же дело не только в изображении природной дикости и природного же покоя. Эта архитектура содержит в себе какую-то драму. Она совсем не про фейерверки и галантные прогулки верхом, которыми потчевал гостей хозяин архпамятника Э.Кауфман. Вспомним, когда вилла была построена. В 1936 году. Что заботило общество в 30-х годах прошлого века? Это времена Великой депрессии в Америке, зарождающегося фашизма в Европе, массового террора в России. (Кстати, вскоре после постройки дом стал свидетелем семейной драмы заказчика). В самой форме виллы есть что-то тревожное. Дом обычно представляет собой коробку, куб, «тело». А здесь целостность нарушена. Торчащие массивные плиты — как сломанные ребра у разбившегося человека. Значит, вилла выразила не только природную мощь, но и опасность. Из ее окон можно заглянуть в ущелье, причем дом нависает над ним, а не стоит на краю. Возможно, в нем каким-то образом отразилось и то, как разные народы и люди в разных частях земли заглядывали в свои политические, репрессивные или семейные пропасти. Тогда понятно, почему этот дом никого не оставляет равнодушным.
Февраль, 2009
|