Под маркой Oblo. Под Крышей Мира
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     

24 сентября 2014
 
Пушкинская велоночь: прессконференция
Пушкинская велоночь: прессконференция
8-ая МОСКОВСКАЯ ВЕЛОНОЧЬ СОСТОИТСЯ В НОЧЬ С 27 НА 28 СЕНТЯБРЯ 16 сентября 2014 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке прошла пресс-конференция, посвященная 8-ой Московской Велоночи. Место проведения конференции было выбрано не случайно, ведь в этом году Московская Велоночь, которая пройдет в ночь с 27 на 28 сентября, будет посвящена жизни и наследию Александра Сергеевича Пушкина.
14 сентября 2014
 
Конкурс на концепцию парка Митино
Конкурс на концепцию парка Митино
Приглашаем принять участие во Всероссийском конкурсе на разработку концепции развития территории Ландшафтного парка Митино.
14 сентября 2014
 
Лекция Ильи Мукосея
Лекция Ильи Мукосея
В рамках Конкурса на разработку концепции бульвара Динамо, объявленного ЗАО УК Динамо в мае 2014 года, 16 сентября 2014 года состоится лекция архитектора и преподавателя Архитектурной школы МАРШ Ильи Мукосея.
3 сентября 2014
 
Новая книга о традиционной архитектуре
Новая книга о традиционной архитектуре
Традиционная архитектура: вневременные здания для XXI века. Алиреза Сагарчи, Лючиен Стайл, предисловие Леона Крие и принца Чарльза Уэльского.Traditional Architecture: Timeless Building for the Twenty-First Century. Written by Alireza Sagharchi and Lucien Steil, Preface by Leon Krier, Foreword by HRH The Prince of Wales. N.-Y.: Rizzoli, 2013.
3 сентября 2014
 
Фестиваль МОСКВА БУДУЩЕГО в Музее Москвы
Фестиваль МОСКВА БУДУЩЕГО в Музее Москвы
Музей Москвы в Провиантских складах в рамках празднования Дня города приглашает на фестиваль МОСКВА БУДУЩЕГО, посвященный воображаемой, фантастической Москве. 6-7 сентября 2014 года, 12-22.00.
>> все новости










Под маркой Oblo. Под Крышей Мира

Баня «Крыша мира» под снегом. Фото А. Народицкий.
 
Призер «Золотого Сечения» Николай Белоусов работает только в дереве. Строит элитные дома и бани, обустраивает провинциальные города, проектирует доступное жилье. Он убежден, что перспективы деревянной архитектуры в России - самые радужные, а спрос на нее - самый быстро растущий.
Татьяна Анфилова  //  5 декабря 2009  

Премию «Золотого Сечения» Николай Белоусов получил за баню, вернее банный комплекс под названием «Крыша мира», созданный в соавторстве с Николаем Соловьевым (мастерская «Обло»). Потом «Крыша мира» вошла в шорт-лист международного архитектурного фестиваля WAF в Барселоне. Вообще-то «Крыша» мало похожа на баню. Ее можно принять за выставочный павильон или небольшую виллу. Но это действительно баня с парной, гостиной для отдыха, открытой террасой.

Баня «Крыша мира» с ночной подсветкой. Фото А. Народицкий
 
Стильная постройка рождает массу культурных ассоциаций. В ней можно углядеть и японский домик, и модернистскую виллу, и греческий перистиль, а если постараться, - и русскую избушку (сруб). Сам автор, определяя свое произведение, каламбурит, говоря, что это место для парения. Не только в смысле пара, а в смысле ощущения полета. И уточняет: «Там много парящих элементов: парят колонны, кровля, стеклянный эркер. Но главное парение начинается, когда, после парной сидя на диване, сквозь прозрачные стены смотришь на лес, на небо…  Сплошной кайф, полное впечатление, что летишь».
 
 
Открытая галерея бани «Крыша мира» с парящими колоннами. Фото А. Народицкий
 
Николай Белоусов награжден в номинации «за вклад в развитие деревянной архитектуры». Занялся он ей сравнительно недавно, 7 лет назад. До этого он (потомственный архитектор в четвертом поколении) благополучно занимался архитектурой городской: проектировал и строил жилые дома и офисы, кинотеатры и музеи в столице  и провинции. Имел партнерскую мастерскую в Париже. И неожиданно сменил жанр.  
В 2003 году он организовал собственную архитектурную мастерскую «Проект ОБЛО», а в 2005 - строительную компанию «ДЕРЕВОРУБИМ» с заводом в красивом месте под  Галичем. Теперь вместо регулярных полетов в Париж дважды в месяц ездит на свой галичский завод, чему несказанно рад. Часто в эти поездки  берет с собой заказчика, чтобы «вовлечь в увлекательный процесс». На территории завода стоит его двухэтажный дом.  «Несколько дней мы живем в моем теплом комфортном доме, проконопаченном, идеально отделанном, с полами из лиственницы, мебелью, кухней и душевыми. И люди видят и ощущают свой будущий дом».    
Николай уверен, что он предлагает клиентам не дома, не отделку, не полы, окна и двери, а особый образ жизни, здоровый и счастливый. 
 
 
Рис. 6 Длинные узкие окна делают стену решеткой. Фото А. Народицкий
 
Белоусов – большой выдумщик и фантазер. Самое любимое его занятие – рисовать конструктивные узлы, стыки и детали своего нового проекта. На это уходят горы цветных карандашей, зато у коллег никогда не бывает проблем с подарком. А еще он всегда придумывает историю к своему проекту, и всегда возвышенную. В ранней постройке, загородном доме на Николиной Горе актера-ресторатора Антона Табакова, была история с водой и двойным небом. Дом так и назван «Берег неба». Идея была такая: в двухэтажный объем был встроен стеклянный проход-холл со стеклянной же крышей, а рядом разбит искусственный пруд. Впечатление, что дом стоит прямо на воде, и небо всегда над головой и перед глазами, отраженное в воде. «Берег неба» прошел по всем глянцевым и некоторым профессиональным журналам.
 
 
Дом Антона Табакова на Николиной Горе. Фото Н.Белоусов.
 
История с водой повторилась и в другом частном доме в поселке Поздняково. Там вдоль фасада течет ручей, и в солнечную погоду вода бликует и разрушает падающие тени. Все постройки Белоусова имеют большие выносы кровли (2,6-2,7 м). В первую очередь, это чистая функция («на юге, в Италии, таким образом отсекали солнце, а на севере, в России и Скандинавии, – снег и дождь»). Во-вторую - чистая психология («навесы дают чувство защищенности, когда подходишь к дому, он как бы затягивает тебя внутрь»). Архитектор убежден, дом должен рождать эмоцию.
Кроме эмоциональности, все белоусовские объекты очень эффектны, в них всегда есть какая-то фишка.  Он любит строить из тонированного лафета (спиленного с двух сторон бревна). Срубы из него самые прочные и теплые, их не нужно обшивать. А главное, такие дома не выглядят как избы. Скорее они напоминают образцы европейского модернизма. Как упомянутые дом на Николиной Горе (Табакова) и дом с баней в Поздняково.
 
Частный дом в пос. Кузнецово. Фото А.Народицкий.
 
А вот частный дом в подмосковном поселке Кузнецово сложен из круглого бревна, причем очень крупного. Такой богатырский масштаб создает другой образ – немного сказочный, слегка ироничный. Сруб стоит на камнях-валунах, как на куриных ножках. Визуально, дом оторван от земли и как бы висит в воздухе. Ему это полезно, так деревянный сруб должен постоянно проветриваться. 
 
Сруб дома в Кузнецово стоит на каменных валунах. Фото А.Народицкий.      
 
Сейчас на подходе  дом под названием « Ловушка для солнца». Он весь пронизан длинными узкими окнами, превращающими стены в решетку, в них красиво играет закатное солнце. Еще тут запланирован водопад. Во время дождя вода будет собираться по внутренним желобам и направляться к специальному выносу полутораметровой ширины. И получится падающая стена дождя. «Ловушку для солнца» обещают показать на будущем Золотом Сечении.  
 
Открытые деревянные конструкции – главное украшение интерьера. Фото Н.Белоусов
 
Но если честно, все белоусовские постройки ловят свет. Дневной свет проникает сквозь длинные (до 4,5 метров) узкие окна, прозрачные стены, эркеры и даже крыши (из стекла и поликарбоната). И обязательно продумывается внешняя подсветка. Причем фасады подсвечиваются очень хитро. Во всем кровлям проложены полосы дюралайта (светящийся кабель), но источника света не видно, он закрыт лобовой доской. Особенно эффектно это выглядит ночью, постройка светится снаружи и изнутри.
 
У Белоусова все свое: архитектурная мастерская, собственное производство, строительная компания.  Он использует лучшие породы российского леса – костромскую ель и сосну, а также ценные породы сибирской лиственницы и кедра. Только цельное спелое бревно (не менее 50 лет). На него работают лучшие мастера-плотники.
 
Открытые деревянные конструкции. Фото Н.Белоусов.
 
«Только свое производство дает возможность мне делать то, что я хочу, невероятные вещи, например, перекрывать пространство 11-12 метровыми бревнами». Или добиваться идеального качества отделки. Здесь есть чем хвалиться. Николай с гордостью рассказывает, «как сверкают внутренние поверхности лафета после того как их вручную прошли рубанками и затем тщательно отшлифовали. Дерево приобретает глубину и бархатистую, полированную гладь шелка и мрамора». Такого качества дерево даже трудно фотографировать со вспышкой, все поверхности начинают бликовать. 
Защищает дерево Белоусов тоже по-своему. Уже второй год на заводе реализуется комплексная программа обработки и защиты древесины. Используется отечественное ноу-хау. Его автор – московский химик Максименко Сергей Анатольевич, руководитель Сенежской лаборатории  защиты древесины. Он придумал уникальное средство, которое впитывается свежесрубленной древесиной, а все остальные: наши и финские антисептики работают только с деревом 15-18 % влажности. Чудодейственное средство по его рецептуре делают на одном из московских заводов. Все препараты адаптированы для наших российских условий. Защита проверенная и запатентованная.
Когда заказчики сомневаются в долговечности деревянного дома, Белоусов показывает им свой любимый памятник - колокольню в селе Цивозеро на Северной Двине в Архангельской области. Она была построена в 1658 году и до сих пор в отличном состоянии. «И если ваш дом через 351 год будет выглядеть и чувствовать себя так же, то все в порядке». Обычно этот аргумент  срабатывает. И еще, по мнению архитектора,  заказчики должны назубок знать правила долголетия деревянного дома. Их всего четыре. Во- первых, он должен быть правильно сконструирован, во-вторых - сделан из хорошего спелого леса, в третьих, правильно обработан от вредителей и, наконец, важно правильно его эксплуатировать. Нужно, чтобы дом всегда жил, топились печки и не текла кровля. И еще дереву необходима хорошая вентиляция. Именно поэтому в большинстве своих построек Белоусов делает холодные вентилируемые чердаки. «В нашем климате необходимо, чтобы между теплым домом и кровлей было холодное пространство и тогда всю зиму на этой кровле может  лежать снег, причем ровно столько - сколько он остается на земле, а  весной он сам незаметно исчезнет. И никаких сосулек, никакого обледенения дому не грозит».  
В деревянном доме нет и не может быть фальши, каждая конструктивная деталь осмысленна и переведена в дизайн интерьера. В дереве нельзя слукавить. Все функционально и предельно просто по форме. Как лавки, и столы (они делаются на заводе). У Белоусова лестницы стоят прямо на отмостке без откосов, окна – без наличников. «Они просто вставлены в проемы в сруба, который начинает работать как наличник и становится элементом декора. Красиво и удобно». 
 
Гигантские срубы собираются на заводе под Галичем. Фото Н.Белоусов.
 
Сейчас в работе находятся сразу пять объектов, на каждый уходит в среднем от года до двух. Труд тяжелый. Многое делается вручную. «Представьте, в доме площадью 500 кв.м. четыре с половиной километра ручной рубки паза». Благодаря Белоусову самые тяжелые работы на заводе механизированы. Территорию завода (а это 2 гектара) убирают бульдозеры, приобретен французский радиоуправляемый башенный кран, который управляется как детская игрушка. А с помощью директора завода Владимира Быкова и Николая Лебедева собрана профессиональная  команда плотников: 5 бригад, всего около 60 человек. Все – мастера высокой квалификации, владеют традиционной русской рубкой в обло и норвежской рубкой с применением специальных топоров, тесел и т.п. Но главное, считает Николай, люди понимают, что они соавторы: «Что не только я делаю деревянный дом, но и они впрямую участвуют в его создании. И от их   работы зависит качество дома, а значит – качество жизни его хозяев».
Кроме дорогих индивидуальных проектов, мастерская активно разрабатывает проекты типовых домов, их можно увидеть на сайте строительной компании «ДЕРЕВОРУБИМ». «Мы их называем образцовые проекты повторного применения, – говорит Белоусов. – По этой программе заказчик может купить минимальный пакет: детальный архитектурный проект с готовым срубом. Дальше человек может этот готовый сруб вывезти, а потом собрать, сам или с нашей помощью». Там есть и жилые дома, и бани, беседки, колодцы, нужные для обустройства территории. При этом все проекты сделаны в мастерской «Проект ОБЛО», они все авторские, но гораздо дешевле.
 
 
Самая маленькая постройка Н.Белоусова – дом площадью 14,4 кв.м. Фото Н.Белоусов.
 
Существует и другая социальная программа. В мастерской думают подготовить серию проектов для освоения 6 соток. Эта проблема всегда интересовала Николая Белоусова. «Сегодня многим достались от родителей 6-соточные участки с жуткими домиками, в которых сложно жить. И наследники просто не знают, что с ними делать. Это может быть модульная система, рубленная или из бруса». Архитектор уверен, что его любимый и самый маленький жилой дом площадью 14,4 кв. метра, сюда бы отлично вписался.
 
Студенческий проект – автобусная остановка в г. Галич. Фото Н.Белоусов.
 
И еще. Несколько лет подряд Николай Белоусов работал со студентами-архитекторами, которые придумывали и сами делали небольшие деревянные объекты и обустраивали ими город Галич. Работали три бригады из МАРХИ и две – из сельхозакадемии Костромы. На заранее отведенных местах ими были сделаны и поставлены небольшие деревянные объекты: беседки, остановки (сам Белоусов на 850-летие Галича подарил городу рубленную детскую площадку). Проект закончился, но ребята продолжают работать самостоятельно: чертить, пилить, строгать. Архитектор обещает, что продолжение обязательно последует.

На территории галичского храма 16 века студенты-архитекторы соорудили крытый мостик к колодцу и назвали «Подход к воде». Фото Н.Белоусов.

 


обсуждайте и добавляйте:
  
Пользователь: Дата: 14.01.2010 07:43
  • 1CP8tB <a href=\"http://ushhpahkvbpg.com/\">ushhpahkvbpg</a>, [url=http://yyarwwvoutvy.com/]yyarwwvoutvy[/url], [link=http://uotscecrfypc.com/]uotscecrfypc[/link], http://uqmemhnqkjdw.com/

  •  Ваш логин*:   Ваш пароль: 
    * в качестве логина используйте адрес электронной почты
    добавить комментарий



    Отправить в ЖЖ

    Закладки:

    другие статьи рубрики:
     
    Архитектурные Починки. Экологический сруб Николая Лызлова // январь 2010
    Дом-гармошка. Экожилье из рыбацкого приюта Бориса Цайссера и Мартье Ламмерс. // январь 2010
    Бастион сопротивления. Дом Ильи Уткина в деревне Бодачёво, // январь 2010
    Вилла Либескинда. Серия авторских частных домов. // январь 2010
    Иглотерапия. Дом-Дракон Тотана Кузембаева. // январь 2010
    Рай в сарае. Chen house // январь 2010
    Конкурс на доступное жилье за $25000 // январь 2010
    По-своему. Собственные дома архитекторов. // январь 2010
    Под крышей мира. Под маркой Oblo. // январь 2010
    Ландшафтообразующие. Итоги премии АРХИWOOD // январь 2010
    АРХИWOOD-2014: подведены итоги премии // январь 2010
     
     
    главная страницарусскийenglish
    экА.ру
    Журнал про экологию и архитектуру
     
    архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
      о журнале
    экосайты
    форум
    реклама, контакты
    архив
    карта сайта
    новости



      >> архив статей  
     
     

      Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
    дизайн — Семён Расторгуев