Маршальский жест
Построена первая очередь жилого комплекса «Маршал» на ул. Маршала Рыбалко. Архитектор Михаил Филиппов доказал, что классика, при всей своей элитарности, может быть социальным жильем. Текст Лара Копылова .
Дом "Маршал". Вид из внутреннего двора. Мастерская М. Филиппова. Архитекторы: М. Филиппов, С. Агеев, А. Саблин А., Е. Строганова. Проект – 2006
Классика для бедных. «Маршал» - таково рабочее название проекта. Возможно, оно поменяется, но в статье для удобства буду его употреблять. Жилой комплекс с инфраструктурой строится между Соколом и Октябрьским полем, на месте бывшего танкоремонтного завода. В классическом стиле. Опровергая миф, что классика – жилье для богатых. «Маршал» – социальное жилье. Он входит в президентскую программу «15+15», по которой Минобороны выделил в 2006 и 2007 году по 15 млрд. рублей на жилье для военных. Г-образный корпус уже частично заселен, как утверждает архитектор, семьями лейтенантов, получивших бесплатные квартиры, а вовсе не генералов, как можно было бы предположить. «Социальный» корпус уравновешен соседним, «инвестиционным».
"Инвестиционный" корпус.
Сталинский контекст. «Маршал» отталкивается от сталинского окружения. На другом конце моста – монументальные дома 50-х Каро Алабяна, напротив, через улицу, – тяжеловесное здание эпохи железного занавеса с колоннами и портиками. Недалеко в районе Песчаных – послевоенные дома с замкнутыми внутренними дворами. У «Маршала» с ними мало общего. И все же связь двух классик читается: в масштабе (8 - 12 этажей), в цветовой гамме (желтая и коричневая штукатурка), в защищенности внутренних дворов. Но Филиппов идет дальше.
Авангардная улитка. Дом закрутится как улитка (когда будет построена вторая очередь). Это динамичная современная форма, как и в других произведениях архитектора. В «Римском доме» в Казачьем переулке колоннады обнимали круглый внутренний двор, в «Итальянском квартале» композиция превратилась в полукруглый скошенный амфитеатр. В «Маршале» есть и полукруг, и закручивание по спирали – почти авангардное движение. (Классика вовсе не обязательно благородно проста и спокойно величава, как ее определял в XVIII веке Винкельман).
Дом "Маршал" в плане похож на улитку. Построены корпуса прямоугольной части.
Два масштаба. С другого конца моста дом кажется городом на острове. Вокруг – пустота: деревья, остатки завода, ж/д пути. У дома два масштаба. Стена, которая воспринимается издалека, оформлена в виде мощных арок римского акведука.
Эти же арки оказываются внутри, на дворовом фасаде. И вот тут-то заключается новизна. Арки огромные, во все 12 этажей. Они заполнены многочисленными окошками (никто из классицистов так не делал). Как будто от каких-то древних исполинов (ангелов) остались руины акведука, и потом их обжили и обустроили люди нашего времени. Понимание двух масштабов было свойственно древним архитекторам. В порталах европейских соборов в больших дверях часто прорезаны маленькие - для людей. Так же поступали сталинские архитекторы, имея в виду, надо думать, не ангелов, а сверхчеловеков своей эпохи - монументализированных героев соцтруда.
Разные окна. Чтобы фасад не превратился в улей, его украшают разнообразно отделанные окна (где - сандрик, где - арочка, где - лоджия, где - ничего). Так выражена принципиальная филипповская идея о том, что люди и семьи индивидуальны, поэтому окна на фасаде не могут быть одинаковыми.
Дом-город. Эту классику нельзя назвать органичной. Слова Палладио о том, что дом подобен прекрасному человеку, сюда не подходят. Таких разных портиков, арок, эркеров и фасадов не бывало исторически в пределах одного дома. «Маршал» подобен не человеку, но городу. Современному мегаполису с его толпой, нагромождением стилей, динамикой, но и прекрасными историческими зданиями.
Все это разнообразие, тем не менее, увязано в общие классические схемы. Дворовый фасад социального корпуса, например, делится на традиционные «цоколь», «бельэтаж» и «мезонин». Но «цоколь» разросся до 3-х этажей, бельэтаж - до 4-х, а мезонин - до 2-х. Собственно, сталинские архитекторы уже прибегали к этому приему, чтобы фасад как-то структурировался для глаза.
Дворовый фасад "социального" корпуса.
Лестница в небо. В этой классике почти нет колонн. Зато арок великое множество, и с ними разыгрываются всякие метаморфозы. Они беспокойны, как волны. Фасад, можно сказать, «покоится» на волнах арок. Порой из них выстраивается крутая диагональ, то есть «лестница в небо», без которой не обходится ни одна постройка Филиппова.
Арки, поставленные друг на друга, образуют вертикальный столб, оттолкнувшись от которого, портик стартует ввысь, как ракета. Даже такое, суперсовременное, содержание классика способна организовать и оформить.
Критика. Если на изобретательности архитектора социальное жилье никак не сказалось, то на качество строительства оно повлияло. Рисунок стеклопакетов не поражает изяществом, а толщина рам грубовато велика. Спасибо, что рамы не белые, а коричневые. Кладка стен выглядит, наоборот, очень прилично, для этого дома придумано ноу-хау – использовать в кладке тротуарные плиты. Это дешево, а вид - благородный.
В некоторых квартирах на нижних этажах и выходящих на северо-запад, видимо, будет темновато из-за лоджий. Хотя в доме Нирнзее в Гнездниковском переулке та же проблема гораздо острее из-за узкого переулка, и ничего – считается памятником. Социальный корпус удачно увенчан карнизом, а завершение инвестиционной части кубическими, лишенными карнизов, ступеньками несколько смущает.
Апрель 2009
|