Конкурс на храм в Париже
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Конкурс на храм в Париже

М.Филиппов, В.Митрофанов. Проект храма Троицы Живоначальной в Париже.
 
В Париже построят русский храм. Финалисты международного конкурса увидели в нем сувенир, музейный экспонат и аттракцион. Только двое участников спроектировали действительно храм.
Лара Копылова  //  15 февраля 2011  

 

На набережной Бранли будет построен храм Московской Патриархии. Земля была выкуплена российским правительством весной 2010 года. Затем состоялся конкурс, на который поступило 109 проектов. В декабре 2010 были отобраны 10 финалистов. Среди них как российские бюро, так и французские, а также объединенные. Условием конкурса было соотнесение храма и культурного центра (который планируется на месте зданий переехавшего Метеофранс) с расположенным неподалеку стеклянным музеем Африки Жана Нувеля, покрытым вертикальными садами. Подробная информация здесь  http://www.udprf.ru

 Храм всегда насыщен символикой с четким смыслом. Известно, что пятиглавие означает Христа и евангелистов, что купол – символ неба, а крест в плане – символ креста Спасителя. Мы по инерции продолжаем в любом проекте храма считывать значения. А они у большинства проектов получились странные.

Мануэль Яновский и ООО "Архгруп".

Общество архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского и ООО «Архгруп» погрузили свой храм как бы в аквариум. Стеклянная крыша плывет: очень похоже на ярмарку, построенную Фуксасом в Милане. Но там, в торгово-выставочном здании, образ потока уместен (деньги, информация, товары – все течет). А храму, роль которого - быть Царствием Божиим на земле, который никак не связан с временностью, а, наоборот, с вечностью, образ потока как-то не пристал. Можно, конечно, сказать, что это текучее стекло символизирует бурное житейское море или библейский потоп. Но в таком случае он «сносит» храм, оказывается сильнее его. Колокольня, которая всегда была высотной доминантой в городе, оказалась почему-то в яме, в стеклянной воронке. То есть «утонула». На самом деле авторы хотели просто дистанцироваться от форм древнего храма, стеклом обозначить современность.

Антони Бешю.

В этом же русле двигалось архбюро Антонии Бешю. Церковь на тему псковского зодчества накрыли стеклянным кубом. Что это значит? Что храм – музейный экспонат? И если центральная глава – символ Христа, что означает стеклянная коробочка над ней? Она обязана в символической системе что-то значить. Оба эти проекта сделаны прямо по Венецианской хартии. Правила в ней такие: если пристраиваешь к старому зданию новое, надо не подражать ему, а четко показать отличие нового от старого. Например, к классическому музею в качестве расширения пристроить стеклянную коробку. Авторы хотели показать, что храм – это старое, а культурный центр – новое. И ввели стекло, которое у них отвечает за современность. То есть храм в этом контексте – что-то побочное, по определению не современное.

Студия архитектуры Олега Копылова

Студия архитектуры Олега Копылова пыталась поженить традиционные формы пятиглавого храма с эстетикой чего-то машинно-бытового и одноразового. Барабаны главок похожи на ребристые пластиковые бутылки, а апсиды должны, видимо, напомнить о полукруглых выступах «кораблей» конструктивизма. А на фасадах появилась сеточка, вроде той, керамогранитной, что покрывает здания постсоветской России.

Авторский коллектив под руководством Елены Ленок

Авторский коллектив Елены Ленок предложил просто традиционный храм а ля Успенский собор Кремля.

Дальше идут модернистские фантазии на тему русской экзотики, которую для иностранцев воплощает Храм Василия Блаженного.

Фредерик Борель.

Фредерик Борель завернул Василия Блаженного в бетонные драпировки. Оно бы было, может, и неплохо, если бы речь шла не о храме, а о музее православия, к примеру. Но в чем значение этих драпировок, из которых высовывается одна главка? В записке к проекту сказано, что бетонная лента воплощает эволюционное движение по спирали, начинаясь от борозды в земле и заканчиваясь в алтаре. О какой эволюции речь? От язычества к христианству? Если бетонная лента – язычество, а главка – христианство, то язычества как-то многовато. И зачем оно в образе храма? Впрочем, ландшафтный садик между дворцом Альма и зданием культурного центра получился вполне уютный.

Руди Ричьетти.

Руди Ричьетти надул вокруг главок Василия Блаженного нечто вроде пузыря. Все вместе с центральной главой выглядит сувенирной продукцией, бутылкой с ликером «Русь». Сами авторы видят в пузыре сходство с кожей. Фасад в виде кожи – расхожая идея модернизма, но как соотнести ее с храмовой символикой - непонятно.

Дюмон Лёгран.

К этой же группе авторов, увлекшихся русской экзотикой, относится Дюмон Лёгран. Он сочинил довольно живописную цветную пирамидку из главок, которых почему-то двадцать четыре (число, никак с христианством не связанное). Как скульптура в городе она вполне могла бы существовать, украшая спальный район или вход в какой-нибудь небоскреб. Но для храма такое решение все же поверхностно.

То, что западные архитекторы рассматривают русский храм в порядке экзотики – естественно. Никто не требует от них погружения в мистические глубины православия. С другой стороны, обращение к жанру храма все-таки предполагает желание вникать в христианское мироощущение. Или гениальную интуицию, которой обладают считанные в мире архитекторы. Пока что получилась трактовка русского храма на уровне сувенирной продукции. Такой подход напоминает американский фильм «Доктор Живаго», где дом доктора в Сибири – с луковками. Этот кадр вызывает гомерический хохот у русской аудитории. А храм и центр в Париже предназначен все же преимущественно для русской общины. И хохот вызывать не должен.

Вильмонт и партнеры и Моспроект-2.

Моспроект-2 и Вильмонт с партнерами заковали стеклянные купола в кубические объемы. За исключением куполов это напоминает архитектуру брежневского модернизма вообще и образ райкома в частности. Купола из стекла должны светиться электрическим светом.

Мастерская ВЕГА.

Мастерская ВЕГА попыталась создать модернистски огрубленный шатровый храм, но трехнефный в плане. Со стороны алтарной апсиды храм закрыт от улицы стеклянными галереями. Предполагается, что так он станет ближе к городу, так как проходящие по галереям будут наблюдать крестные ходы. Но почему тогда просто не открыть храм городу? Почему надо стыдливо заворачивать его в стекло? Да и в художественном отношении это решение сомнительное.

Михаил Филиппов, Владимир Митрофанов.

Наконец, российский архитектор Михаил Филиппов и его французский коллега Владимир Митрофанов предложили проект, о котором есть, что сказать. Этот храм решен, как сказано в записке, в формах русско-французского классицизма, примерами которого являются Казанский и Исаакиевский соборы в Петербурге, храм Сергия Радонежского в Москве (на Таганке). В нем прослеживается палладианская схема виллы Ротонда, так как с трех сторон храма расположены портики. Палладианская тема уже разрабатывалась в предыдущих церковных проектах, выполненных Филипповым (храм Андрея Рублева на мичуринском проспекте, храм университетского городка в Тверской области). Там архитектор пытался скрестить четырехстолпный православный храм с базиликой. Изюминкой парижского проекта являются перголы, увитые растениями. Они окружают пятиглавый храм, как венок. Перголы продолжают зеленую тему, заданную музеем Нувеля, и, кроме того, как говорится в записке, зеленый цвет получает символическое обоснование в празднике Святой Троицы, в который церкви украшают зелеными ветвями. К ним ведут перспективные лестницы, на которых разбит сад. Перспективные лестницы – тоже важная для Филиппова тема. Во многих его проектах появляется лестница в небо. Архитектурно это - красиво, а символически – лестница Иакова или Иоанна Лествичника. То есть путь Небу. В данном случае лестницы ведут к храму, что, в общем, то же самое. На ступеньках и под перголами образуется красивое и дружелюбное пространство для публики, которое наверняка будет востребовано горожанами и туристами. Так что для города появление такого храма будет также полезным. Не говоря о его пленительных классических формах и виртуозности их исполнения на уровне мастеров прошлого, достойных исторического города. Храм ни в коей мере не является копией исторических образцов, но развивает классику на современном уровне.

Не скрою, что принадлежу к партии «консерваторов». Считаю, что классическая архитектура прекрасна и абсолютно уместна в современных условиях. Но если отвлечься от партийных интересов и рассмотреть проекты по гамбургскому счету – то есть по художественному уровню – ни один из них не может соревноваться с храмом Филиппова/Митрофанова. А Парижу нужна выдающаяся архитектура. И музей Нувеля обязывает к художественному масштабу.

Михаил Филиппов считает, что православный храм не совместим с модернизмом.        

«Православная архитектура – именно и только православная, я имею в виду русская, греческая, сербская – за весь двадцатый век не построила ни одного храма модернистской эстетики! Есть много католических храмов, построенных в модернизме, еще много протестантских, есть мечети, синагоги… Православных нет! А почему? Потому что модернистская эстетика – это эстетика синтеза, анализа и распада, это эстетика разложения мира на абстрактные составляющие, квадратики, кубики, кружочки, эстетика сеточек, которыми покрыто все в модернизме: от туалетов до небоскребов. Это нервные или, наоборот, лапидарные силуэты современных зданий. Они не могут быть градостроительными образами духовного центра города или района, какими были купола и венчания храмов и колоколен».
Я не могу полностью согласиться с Филипповым, хотя во многом он прав. Если бы в конкурсе участвовали Питер Цумтор или Алваро Сиза, вполне вероятно, что их модернистские решения составили бы классическому храму ФилипповаМитрофанова сильную конкуренцию. Потому что швейцарец и португалец уже построили несколько удачных храмов. Я не думаю, что они вошли бы в непримиримое противоречие с православием. Цумторовская Капелла св. Николая во Флюэ и сизовская Церковь Санта Мария де Канавесез хороши тем, что свет в них обозначает божественное присутствие. Вне зависимости от того, хотели ли этого авторы. Я не знаю, какие у Цумтора и Сизы отношения с религией, но молитва в таких пространствах вполне может возноситься. Другое дело, что модернизм Сизы и Цумтора так близок к традиционной архитектуре, что почти уже и не модернизм. Но здесь не место в этом разбираться (есть специальная статья в Эка.ru).
Так или иначе, все конкурсные проекты, кроме храма Филиппова/Митрофанова, на мой взгляд, поверхностные или «школьные», сделанные по прописям. Если пройдет какой-нибудь проект со стеклянными куполами, в которые изнутри вставлены лампочки, это будет уж совсем попсовый вариант. Поначалу он будет забавен, но через несколько лет начнет раздражать парижан, а русскую общину – гораздо раньше. И придется опять объявлять конкурс.
 
 

обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 18.03.2011 21:04
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев