«Мы, архитекторы, — главная причина экологических проблем»
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







«Мы, архитекторы, — главная причина экологических проблем»
Публикуем в свободном переложении статью архитектора Квинлана Терри, лауреата премии Дрихауса, в которой он изложил свой способ проектирования долговечного (sustainable) будущего. Оригинальный текст см. в английской версии журнала «ЭКА» или на сайте http://www.qftarchitects.com/1024index.html

 

Рисунок Фрэнсиса Терри на тему сравнения производства традиционных и синтетических материалов. 

 Наши здания — особенно небоскребы — экологические катастрофы. Экологические проблемы не могут быть решены с помощью одних только диаграмм, демонстрирующих движение воздуха и т.д. За последние 50 лет мы построили города, тотально зависимые от железобетона, стали, и пластика. Мы совсем не думаем об истощении земных ресурсов, которые служат нашей архитектуре, а она с каждым годом все растет ввысь, вширь и вглубь, все больше зависит от искусственного освещения, кондиционеров, лифтов и транспорта. Беспечно расточая нефть и газ, мы проектируем временные здания из интерьерных материалов, которые надо регулярно менять и которые не могут быть использованы вторично. Таким образом, мы создаем недолговечное и ненадежное окружение для человека.
Как же выбраться из этого тупика? Во всех спорах о жизнеспособности зданий, которые мы проектируем, как правило, главным оказывается вопрос о том, как снизить потребление энергии обитателями этих зданий. Однако мы должны сознавать, что это лишь часть картины, а полная картина включает также:
1. Долговечность, т.е. сколько времени простоит наше здание.
2. Углеродные выбросы в атмосферу при производстве материалов для здания, которые мы, архитекторы, выбрали.
3. «Термальную» массу здания, от которой зависит теплообмен.
4. Годность для вторичного использования частей разрушенного здания. 
5. Подвижность фасада при смене температур.
Бессмысленно строить недолговечную архитектуру. Даже если здание после постройки не загрязняет окружающую среду, но при этом срок его жизни несколько десятилетий, сам факт его постройки "стоит" природе очень дорого. Вы можете возвести целую вереницу домов с хорошей теплоизоляцией, сберегающих энергию, но если они простоят всего 20 лет, то урон для окружения от их демонтажа и замены будет колоссальным. В таблице (см. ниже) можно видеть, что современные здания с металлическим каркасом имеют низкий рейтинг С, поэтому многие из них были разобраны через 40 лет после постройки. Наоборот, все правильно построенные традиционные здания, приведенные в таблице, получили высокий рейтинг А и могут при нормальной эксплуатации стоять вечно.
Следовательно, демонтировать традиционные дома, которые могли бы быть легко реставрированы, невыгодно и разрушительно для окружения. Энергия, которая вложена в каждое такое здание, эквивалентна (по мнению специалистов Building Research Establishment) четырем тысячам галлонов бензина, которого достаточно, чтобы объехать земной шар на Форде Мондэо пять раз. Топливо уже сожжено и углерод уже в атмосфере. Зачем же повторять процесс?
 Природе дорого обходится производство материалов, которые мы используем в строительстве. Здесь снова камень, кирпич, известковый раствор, черепица и дерево получают рейтинг А, а сталь, железобетон, большинство видов стекла, алюминий и пластик всего лишь В и С. Камень уже есть в земле, его надо только вырезать и довезти до места, тогда как энергия, потребляемая при производстве современных материалов, фантастически огромна.
Двойное остекление, вопреки распространенному мнению, вдвойне вредоносно по двум причинам: оно соблазняет архитекторов строить целые стены из стекла, в то время как они должны возводить толстые стены с окнами; во-вторых, герметичность (seals) двойных стеклопакетов гарантирована лишь на 5 лет! То есть частая замена окон не экологична. Даже архитекторы-модернисты признают, что кирпичная утепленная стена с прорезанными окнами "бьет" стеклянную в плане энергосбережения.
 Когда летом входишь в старую итальянскую церковь, чувствуешь приятную прохладу. Это все знают. Потому что ее термальная масса сводит на нет сезонные и суточные перепады температур. Тонкие и легкие стены не имеют этого преимущества. У традиционных зданий стены массивные и тяжелые, у современных легкие и хрупкие. Всем известно, что кондиционирование зданий, особенно в жарком климате, требует больше всего энергии. Недавно я построил дом в Техасе с толстыми стенами и высокими потолками, и уже сейчас понятно, что потребность в кондиционере там значительно ниже, чем в модернистских домах с тонкими стенами без термальной массы.
 Архитектура древних больше, чем наша, приспособлена к ресайклингу. Современные здания, срок службы которых составляет несколько десятилетий, приходится демонтировать. При их разрушении образуется много мусора, который надо вывозить на специальную свалку, не говоря об утилизации таких вредных вещей, как асбест и отработанные холодильники. Традиционные здания строятся с использованием известкового раствора и, следовательно, могут быть разобраны, а материал можно применить еще раз. Кроме того, известь удобряет почву. Архитектура древности часто строилась из остатков других, более старых зданий, в частности из кирпича, камня и дерева. Это было необходимо, поскольку в те, более экономные, времена все материалы приходилось возить в повозке, запряженной лошадью, поэтому был дополнительный стимул брать то, что находится под рукой.
 Какой фасад подвижнее при смене температур? Традиционные материалы: кирпич, камень, известковый раствор инертны по отношению к скачкам температуры и имеют рейтинг А. Современные материалы: железобетон, сталь, алюминий и пластик получают рейтинг В или С. У них высокий коэффициент расширения при нагревании, поэтому они требуют швов, размещенных с одинаковыми интервалами. В этом причина их краткой жизни, ведь швы, заполненные герметиком, разрушающимся под действием солнца, не могут защитить здание от дождя и сырости.
 Небоскребы катастрофа, но им есть альтернатива. Это так называемые традиционные строительные конструкции, которые работали четыре тысячи лет и проверены веками: каменная кладка, скромная высота, скатные шиферные и черепичные крыши, меньшие, чем в стеклянных зданиях, окна. Они красивы и долговечны, они способны быть архитектурным выражением любой цивилизованной эпохи.
Однако они были отвергнуты.
 
Сэр Дэвид Кинг (DavidKing), научный консультант Британского правительства по экологии, сказал: «Мы нуждаемся в полном пересмотре нашего подхода к проектированию, абсолютном изменении нашего образа жизни и потребления ресурсов и радикальной смене отношения архитекторов и общества к этим проблемам».
Архитектор и теоретик нового классицизма Леон Крие (LeonKrier) сказал: «Либо мы идем, куда шли, и доходим до коллективного самоубийства, либо совершаем коперниканский переворот и решаем наши экологические проблемы, по крайней мере делаем ситуацию управляемой. В сегодняшних обстоятельствах не сменить курс либо сумасшествие, либо преступление. Мы проектируем не автомобили и самолеты, которые должны сменяться каждые 20 лет, чтобы быть конкурентоспособными. Мы проектируем постоянные городские или деревенские жилища, где люди хотят жить. Самое время подумать о невозможном – об упразднении всей модернистской системы строительства, и понять, что единственный путь вперед это оглянуться назад и переоткрыть заново то, что нам передали наши предки. Только тогда у нас будет шанс создать окружение, которое будет долговечным, самообеспечивающим и сохранит ценность для наших внуков». 
 
Таблицы иллюстрируют сказанное. В левой части разные типы традиционных и современных зданий. В правой их экологический рейтинг, обозначенный латинскими буквами (самый высокий, благоприятный для экологии,  А, средний показатель  В, самый низкий, неблагоприятный,  С).
 
Традиционные материалы и конструкции
  Долговечность  Углеродные выбросы  Термальная масса  Возможность вторичного использования  Подвижность при смене температур
Стена из кирпича или камня на известковом растворе толщиной минимум 45 см, не выше 6 этажей, покрытая обшивкой  А  А  А  А  А
 Внешняя кирпичная или каменная стена на известковом растворе толщиной 25 см; прослойка 7,5 см с теплоизоляцией; внутренняя стена из кирпича толщиной 25 см.  А  А  А  А  А
 Шиферная или черепичная крыша на деревянных стропилах с теплоизоляцией  А  А  -  А  А
 Деревянные окна с заменяемыми стеклами  А  А  А  А  А
 
 
Современные материалы и конструкции
   Долговечность  Углеродные выбросы  Термальная масса  Возможность вторичного использования Подвижность при смене температур 
 Стальной или железобетонный каркас с кирпичным или стеклянным заполнением выше 8 этажей  С  С  С  С  С
 Внешняя стена 10 см из кирпича на цементном растворе; 7,5 см воздушной прослойки или изоляции; внутренняя стена из блоков на цементном растворе толщиной 10 см.  В  В  В  В  В
 Стеклянная стена (двойное или тройное остекление).  С  С  С  С  С
 Бетонные плиты, плоская крыша, залитая асфальтом  В  С  -  В  В
 Деревянная плоская крыша, покрытая  кровельным железом  С  А  -  С  В
 Алюминиевые окна с двойным остеклением  С  С  -  С  С
 Пластиковые окна с двойным остеклением  С  С  -  С  С
 
 

обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 01.06.2011 21:25
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев