«Римский дом» – Дом 20-летия. Интервью с автором Михаилом Филипповым
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








«Римский дом» – Дом 20-летия. Интервью с автором Михаилом Филипповым

"Римский дом" во 2-ом Казачьем пер. в Москве. Арх. Михаил Филиппов
 
«Римский дом» Михаила Филиппова стал победителем в народном голосовании «Дом 20-летия» - 20 лет архитектуры постсоветской России - Премии Best Building Awards (учредитель Made in Future).
Лара Копылова  //  6 сентября 2013  

Миша! Поздравляю тебя с тем, что твой  «Римский дом» стал домом 20-летия. http://awards.madeinfuture.net/voting/variants/20year-short/ Тут нет ничего удивительного, так как я помню, что ещё в процессе проектирования и начала реализации проекта «Казачья станица» (так он назывался в градостроительном регламенте), во многом благодаря Григорию Ревзину, дом стал позиционироваться как новый памятник архитектуры, и проект стал «Римским домом». А отношение общества в начале нового тысячелетия, причём во всём мире, к памятникам архитектуры и градостроительства,  абсолютное большинство  которых  выполнено в традиционных, домодернистских стилях, совершенно определённо - это единственная устойчивая ценность, реальная недвижимость, то, что никогда не снесут до конца света, то, во что имеет смысл вкладывать средства и силы. Я уверена, что тебя ждёт ещё большое творческое будущее, потому что в нашем динамичном, финансово неустойчивом мире традиционно-красивые, устойчивые  архитектура и градостроительство имеют неожиданное преимущество для девелоперов и риэлторов. Несмотря на незначительное удорожание и мнимую сложность работы с принципиальным автором, эта архитектура продаётся в два-три раза быстрее, чем всё остальное (конечно, если искусственно не завышать цены по сравнению с рынком).

Тут, как ни странно, проза соединилась с поэзией, красота побеждает и рыночный мир. Вот об этой выкинутой из наукообразного жаргона категории  мне хотелось бы поговорить. Вопросы  для интервью помогли мне сформулировать замечательно точные слова Ольги Седаковой. В дальнейшем я ее цитирую. Полный текст можно прочесть здесь. http://www.olgasedakova.com/interview/128

«Общение с красотой (которое, несомненно, предполагает немалый труд и школу) – прежде всего праздник… Своего рода аналог субботнему покою… Или воспоминание о первоначальном счастье, об Эдеме (как Данте думал о древней языческой поэзии, которая в образе «золотого века» хранила память о Земном Рае)…» В связи с этим у меня  несколько вопросов:

Твой «Римский дом» был признан Домом 20-летия в интернет-голосовании, в котором участвовали не только профессионалы, но и неискушенная публика. Для общения с классической архитектурой нужны труд и школа, или ее красота воспринимается даже непосвященным зрителем? 

 

М.Ф.: Мне кажется, что труд и школа нужны только архитектору. Строить традиционную естественную архитектуру легче. Самые грандиозные классические ансамбли Европы с момента своего создания являются излюбленным местом отдыха и прогулок горожан и приезжих. В ХХ веке  к этим ансамблям присоединились все улицы и улочки исторических центров, где нет «современной архитектуры». Вот чтобы воспринимать модернизм, даже его шедевры, нужен большой труд и школа. Хотя оценить красоту «спальных районов» трудно даже знатоку творчества Корбюзье.

 

 

 

 «Римский дом». Парадный въезд в курдонер. Арх.  Мастерская Михаила Филиппова: М. Филиппов, Т.Г.Филиппова,  Н.Ю.Тарасевич. Проект 2002, реализация 2013.

  

"Римский дом". Галерея.

 

2.Агентство Yugove Servey провело исследование, и оказалось, что 77 процентов британцев от 18 до 50 лет предпочитают традиционную архитектуру модернистской (http://www.ec-a.ru/index.php?mn=razdel&mns=q2smpivewbj44_ru). И все же… Нет ли у тебя ощущения, что современному человеку красота классики непонятна и не нужна? Что мир вообще перестал понимать сложное, и ему грозит энтропия? Или так было всегда, Бах с Моцартом были нужны немногим, зато нужны до сих пор, а массовое искусство распространяется широко, но и живет недолго?

М.Ф.: Думаю, что  Yugove Servey смогло спросить только пользователей интернета, если бы им удалось опросить всех пользователей архитектуры, то процент подскочил бы до 90. Сложное и живое не обязательно понимать. Нет ничего более сложного, чем человеческий организм. Люди обладают и пользуются своими телами, не имея ни малейшего понятия об их устройстве, и интересуются этим, только когда у них начинаются проблемы и болезни. Тогда им нужна медицинская наука. То же происходит и со средой обитания человеческого общества, т.е. городом. Не зря именно во второй половине ХХ века искусство градостроительства стало урбанистической наукой, которая занимается только попытками решения проблем. Что касается энтропии, то открывший ее Клаузис догадался, что без неиссякаемого источника энергии мир давно бы постигла тепловая смерть, хотя сейчас, нам, по-моему, грозит тепловой перегрев.

 

 

«Римский дом». Круглый двор.

"Римский дом".  Руина во дворе. 

 

3. Твоя экспозиция на Венецианском биеннале называлась «Руины рая». Во-первых, может ли рай быть руинированным, в нем же все совершенно, руинирована в результате грехопадения наша здешняя реальность? Во-вторых, удается ли современной классике, и твоей, в частности, быть воспоминанием об Эдеме? Стремится ли она к этому? К чему она вообще стремится?

 

 

Экспозиция «Руины рая» на Венецианской биеннале. 2000.

 

М.Ф.: Что касается руин, я хочу сказать, что это далеко не новая и не трагическая тема. Царственное наследие Цезаря-Августа (которому ровно две тысячи лет в 2013 году) эстетически утверждалось художественным освоением руин первого Рима, вторым и всеми Третьими Римами. Тут есть интересное совпадение юбилейных дат. Папа Юлий II (преставился 21 февраля 1513г.), заказчик Собора Святого Петра, стал не случайно Юлием. Он основатель темы «Третий Рим в Первом».

 

Статуя Августа. Последняя четв. I в. до Р.Х.

Портрет Папы Юлия II. Рафаэль Санти. Ок. 1512.

 

«Дом Романовых» (который означает, прости за каламбур, «Римский дом») основан ровно через сто лет, 21 февраля 1613г. В царствование Екатерины II используется тема римской и греческой руины как основная тема малых, а иногда и немалых форм загородных резиденций.

 

 

Арх. Ч.Камерон. Колоннада Аполлона в Павловске. 1783.

 

Есть эта тема и в большой архитектуре: «античная» ротонда перед главным портиком церкви Шереметьевской больницы.

 

 

Бывшая Шереметьевская больница (ныне Институт Склифософского).

 

Грандиозная руина (слегка правда, анекдотичная своей симметричностью) находится в Вене в Шенбрунне, в парке дворца римского Кесаря, императора Священной Римской империи.

 

Арх. Й.Ф. Хетцендорф фон Хоэнберг. Руина в парке Дворца Шёнбрунн.

 

Римская руина - это не результат варварской бомбардировки, а именно то, о чем ты говоришь, золотой век Данте. Петрарка был увенчан лавровым венком на Капитолии (домикеланджеловском) среди  покрытых зеленью и цветами руин. Это не политическое, а художественное, духовное наследие Pax Romanium.

 

4. «Мне кажется, что обновление памяти о счастье, о чуде чистого счастья - важнейшее социальное служение искусства», говорит Ольга Седакова. Можно ли видеть в этих словах описание природы классической архитектуры, и если да, то как эту природу «реализовать»?

 

М.Ф.: В словах предложенной тобой цитаты заложен ответ о природе классической архитектуры. Это и есть счастье, т.е. преодоление трагедии временного или современного бытия. Ушедшего человека близкие отпевают словами «сотвори ему вечную память», а потом ставят ему памятник, т.е. жертвоприношение в форме архитектурного произведения искусства из вечных материалов, справедливо полагая, что «Память о счастье», как и все положительные категории, определяется отрицательно. Счастье - это просто отсутствие несчастий, главным из которых является трагедия временного или, если позволишь, современного бытия, заканчивающегося смертью. Память - это преодоление времени. Единственным качеством, благодаря которому дома и другие строения стали памятниками архитектуры, является красота. В начале XXI века качество этой красоты определяется апофатически, т.е. отрицательно - не современная или не модернистская (точный перевод слова «модернистский» - не «новый», а  «инновационный»).

 

 

«Римский дом». Фрагмент двора. 

 

5.«Новейшее искусство как будто задалось целью не только не вспоминать о счастье, но отрицать всякую его возможность, «разрушать иллюзии», травмировать и вглядываться в травмы». Может быть, так и нужно? Может быть, классике тоже стоит заняться травматологией, тем более, что в реальности поводов всегда достаточно?

 

М.Ф.: Классика давно этим занимается, причём в самом буквальном смысле слова. Один из самых больших и величественных классических ансамблей в мире — 1-ая Градская больница в Москве. Московские больницы эпохи Просвещения репрезентативнее императорских резиденций и дворцов знати, а, между прочим, «правящие классы» в больницах не лечились. Они и сейчас являются важнейшими лечебными учреждениями для простого населения. Кроме того 1-ая Градская, Шереметьевская и другие старинные больницы Москвы спасают остатки образца до- и послепожарной Москвы, которую Наполеон назвал самым красивым городом, который он завоёвывал, включая Венецию, Рим и сам Париж.

 

 

 Арх. М.Казаков. Голицынский корпус Первой Градской больницы. 1802 г.

 

Это, если вернуться к цитате из Ольги Cедаковой, и есть реальное социальное служение  искусства, хотя, честно говоря, это модное сейчас словечко, обладает некой духовной и, соответственно, эстетической безвкусицей и отражает неосуществимое желание некоторых сделать христианское милосердие социальной структурой потребительского общества.

 

6.Какие типы зданий для классики сегодня «подходят»: частный дом, жилой многоквартирный дом, офисное здание, школа, больница, музей, вокзал, шопинг-молл, аэропорт, авто-салон?

М.Ф.: Для классики, т.е для устойчивых архитектурных форм, «подходят» абсолютно все типы зданий. История немодернистской архитектуры последних трёх веков, а особенно первой половины ХХ века оставила великолепные образцы промышленных и транспортных сооружений, вокзалов, аэропортов, решенных в классическом духе. Причём все они великолепно справляются с любой технологией и возможностью расширения. Само слово «терминал» означает земной, устойчивый. Во все времена, во всех странах эти типы зданий делались со знаком надёжности и монументальности, в естественном контрасте с изящной пластичностью и лёгкостью дизайна кораблей, самолётов, поездов и автомобилей. Аэропорт не должен летать, а морской вокзал  плавать, их функция стоять на месте. Великий Туполев был прекрасным художником. Он был единственным авиаконструктором, который рисовал фюзеляжи, а потом их рассчитывал и испытывал. «Некрасивая машина не полетит» - его легендарная цитата. Посмотрите на мощную римскую пластику проходной, его опытного завода в Жуковском. Этот «Наукоград» делался под его личным руководством лучшими архитектурными силами начала 50-х годов (включая Весниных) и представляет собой великолепный ренессансный ансамбль с огромными зелеными дворами, прекрасно нарисованными портиками дворца культуры, стадиона, школы. А архитектуре кинотеатра, ныне Дома учёных (архитектор Зоя Бродская) позавидовал бы Иван Фомин или даже сам Палладио. Этот проект был признан образцовым и повторялся в других городах, в частности в Калинине (Твери). Благодаря авторитету Туполева, а также секретности города, классика продолжала там строиться всё хрущёвское время, несмотря на то, что немодернизм в архитектуре, а модернизм - во всех других искусствах считались в это время преступлением против партии и народа. В этом  городе были построены  и испытаны 150 новых моделей военных и гражданских самолётов. Между прочим, выпускник МАРХИ этого года в мастерской проф. Великанова Александр Фёдоров, работавший у меня несколько лет, блестяще защитил диплом на тему «Аэропорт». Архитектура аэровокзала была решена в формах... руин Пестума!

 

7.Давай представим ситуацию, что в России у классики найдется просвещенный покровитель типа принца Чарльза в Англии. Какие действия можно будет предпринять для классической архитектуры? Чем занимается созданный тобою фонд?

М.Ф.: Просвещенный покровитель не  поможет. Нужно просвещение общества, чтобы оно стало подобно обществу эпохи Просвещения. Принц Чарльз - наследник короны Британской Империи, будущий глава англиканской церкви и один из самых богатых людей в мире, ничего не смог сделать, чтобы царственная столица не засорялась рабской потребительской эстетикой модернизма.

 

 

Лондон.

Наоборот, его борьба поставила в опасное положение английскую монархию в целом. Он с позором проиграл войну. А вот Ричард Роджерс, автор «Ллойд-билдинг» в Сити, дитя культурной революции в Китае и революции 1968 года в Европе, главный оппонент принца, получил от королевы рыцарское достоинство.

 

8.Вопрос об идентичности российской архитектуры. Хан-Магомедов как-то заметил, что в сталинскую эпоху архитекторам не приходило в голову думать об идентичности. Они были абсолютно самодостаточными. В современном российском модернизме эта проблема существует. Если у западных модернистских архитекторов есть здания-манифесты, выразившие важнейшие современные смыслы, то у их российских коллег таковых за 20 лет не нашлось. Архитектура ничего не осмысляет и ничего не утверждает. Кроме стремления быть похожей на западные образцы. Значит ли это, что у классики больше шансов выразить национальную культурную идентичность?

 

М.Ф.: Если я правильно понимаю термин национально-культурной идентичности, то она сегодня отражается только обликом исторических центров русских городов (если таковые сохранились). Архитектор-патриот должен смиренно и внимательно изучать и рисовать то, из чего реально состоят памятники русского градостроительства, и не выходить из предложенного самой историей канона. В богохранимой стране надо охранять не только сами памятники, но и культуру наших предков, которые их построили.

 

 

«Римский дом». Фасад по 2-му Казачьему пер.

 

9.Леон Крие пишет: «Прошлые и настоящие  исторические кризисы классического архитектурного языка не загрязнили и не разъели язык (подобно коррозии); его правила и значения были просто временно окутаны туманом. Их реконструкция может быть предпринята, только при ясном осознании того, что несет с собой его кончина». Давай попробуем немного развеять туман. С твоей точки зрения, каковы значения классического архитектурного языка? Про что классическая архитектура?

 

М.Ф.: Преимущества классического архитектурного или точнее градостроительного языка перед модернистским очевидны во всех аспектах градостроительства: социальных, политических, экономических, социально-гигиенических,  культурологических, транспортных и т.д. Формулу, которая может обобщить все это, дает только поэтическое богословие. Градостроительство - это осуществление Богоподобия в смысле творчества, решение задачи, превращение не-Рая (не приспособленного для жизни человечества) в Рай. Самый употребляемый в церковном богослужении прокимен (гимн): «Господь, воцарися в лепоту облечеся (красотой облёкся)...ибо утверди вселенную я же не подвижется»( Пс.92 с.1).

Речь идет о лепоте неподвижности, т.е. об эстетике устойчивости, принципе несвешиваемости, лежащем в основе классического архитектурного языка. Поэтому классическая архитектура - про Царствие Божие «...яко на небеси и на земли». А модернизм - про нечто совершенно противоположное.

 

 

Архитектор Михаил Филиппов www.filippovm.ru

 

Биография:

Родился в 13.12. 1954 г. в Ленинграде.
В 1979 г. окончил Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне Российская Академия художеств).
В 1983 г. вступил в Союз архитекторов России, в 1984-м - в Союз художников России.
С 1994 г. руководит персональной творческой мастерской, главный архитектор ЗАО "Ленполпроект".
С 1997 г. - профессор Международной академии архитектуры, с 1998-го - советник Российской академии архитектуры и строительных наук.

 

Основные проекты и постройки:
1996-1997 гг.- Реконструкция "ГУТА-банка" (Москва). Диплом фестиваля "Зодчество-97";
1998 г. - Представительский особняк (Москва, Б. Афанасьевский пер.);
Государственный музыкальный еврейский театр (Москва, Таганская пл.). Диплом Квадриеннале в Праге (1999), диплом II степени фестиваля "Зодчество-97", диплом I степени фестиваля "Зодчество-98", приз "Золотого Сечения" МОСА (1997), диплом Союза дизайнеров (1998). Выдвинут на Государственную премию;
1998 г. - Представительский комплекс (пос. Горки Ленинские, Московская обл.). Диплом фестиваля "Зодчество-98";
1999 г. - Проект реконструкции района морского вокзала и гавани города Сочи

2000 г. - Проект "идеального" города резиденций "Николино" (Московская обл.)

2003г.- Офисно - жилой комплекс с учреждениями социальной инфраструктуры и подземной автостоянкой. По адресу: Москва, ЦАО, ТУ «Тверское» ул. Долгоруковская, владение 21

2006г. - Многофункциональный жилой комплекс эконом класса с подземной автостоянкой По адресу: Москва, ул. Маршала Рыбалко, владение 2.

2010 г. Спортивно-туристический комплекс «Горная Карусель» Олимпийская медиадеревня на отм. +540. г. Сочи общей площадью 580 кв.м.

 

Конкурсы и награды:
1983 г. - "Музей скульптуры", Central Glass, Токио. Вторая премия.
1984 г. - "Стиль 2001 года", журнал JA, Токио. Первая премия.
1985 г. - "Атриум", Central Glass (на решение атриумного пространства), Токио. Первая премия.
1985 г. - "Вал сопротивления", журнал JA, Токио. Поощрительная премия.
1986 г. - "Рынок информации", Central Glass, Токио. Поощрительная премия.
1987 г. - "Монумент 2001 года", журнал JA, Токио. Поощрительная премия.
1998 г. - "Остров", Москомархитектуры (по заказу Академии архитектуры РФ). Диплом.

2013 г. Римский дом в Казачьем переулке стал лучшим в интернет-голосовании «Дом двадцатилетия». 

 

Основные выставки:
1988 г. - Миланская триеннале.
1992 г. - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (персональная).
1996 г. - Миланская триеннале.
1998 г. - Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва (персональная).
2000 г. - VII Венецианская международная архитектурная биеннале (персональная выставка "Руины Рая" в русском павильоне). "Мармомак-2000", Верона (персональная). Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва.
2002 г. - "10 лет - 10 архитекторов", Королевский институт британских архитекторов (RIBA), Лондон. "10 лучших архитекторов России".

2004г. Арх Москва. Лучший проект загородного дома на Николиной горе.

2008г. Арх Москва . Жилой дома в Кратово. Премия.

2008 г. XI Венецианская международная архитектурная биеннале. Римский Дом в Казачьем переулке признан лучшим объектом коммерческой недвижимости в Москве.


обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 16.09.2013 10:50
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев