|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В конкурсе «Новые имена» приняли участие 24 архитектора, отобранные куратором. 30 мая названы четыре финалиста. Ими стали Александр Берзинг, Федор Дубинников, Наталья Зайченко и Наталья Сухова. Молодые архитекторы хорошо встроены в этот мир и почти перестали мечтать. Арх-Москва 2009, в отличие от прошлого года, была обозримой. Архитектура не потонула в унитазах и не была отослана на задний двор, как в прошлом году - интереснейшие проекты недорого жилья, привезенные западными архитекторами. Главное событие – выставка «Новые имена». В нем есть положительные и отрицательные моменты. Положительна сама схема введения новых имен в профессиональное поле. Хотя, строго говоря, многие из этих имен уже открыты и активно публикуются в профессиональных и глянцевых журналах, все же сам механизм хорош. Единственное, чего все-таки хотелось бы пожелать в дальнейшем, это анонимного конкурса. Когда одного участника рекомендует известное бюро, а у другого такой рекомендации нет, – условия неравны. Что касается самих работ молодых архитекторов, они хороши, но почти без новых идей. Это простое продолжение того, что есть сейчас, причем не охватывающее всего спектра российской архитектуры. Так, например, не представлена оригинальная деревянная архитектура а ля Бродский или Кузембаев (важное и неисчерпанное направление), а также нет классицистов (на самом-то деле они есть, целых две выставки было в прошедшем сезоне – «Дети Иофана» и «Сыграем в классику», но то ли не участвовали в конкурсе, то ли их не отобрали). Те же архитекторы, что были отобраны, все - способные и перспективные личности, но им не хватает какой-то метафизики что ли. Которая сполна присутствует у «взрослых»: и у Бродского, и у Филиппова, и у того же Скуратова, ставшего архитектором года 2008. Вот ни разу при рассматривании работ молодых не было так, чтобы «свернулось и развернулось». Гламурная вариация знаменитого стеклянного дома Филиппа Джонсона у Федора Дубинникова, эффектный деконструктивизм в проекте Александра Берзинга под бодрым названием «Объект № 1» (а кому-то казалось, что объект номер один в Петербурге – Казанский собор), смесь малогабаритной квартиры и дачи у Натальи Суховой, напомнившая сталинские поселки 2-хэтажных бараков с приусадебными участками и общественными территориями-лужками, понятный ход с пиксельным фасадом у Натальи Зайченко. Можно отметить, что русские обучились западному умению сводить проект к одной идее, ясно ее презентовать и доказывать. Цветные квадратики с экрана старого телевизора переносим на фасад здания телецентра, цвета российского флага – на дом «Патриот» для военных. Все понятно. Это хорошо. Раньше российские молодые архитекторы этого не умели – вспомните невнятную презентацию российскими студентами проектов на Венецианской биеннале 2004. Возможно, сказалось и то, что в конкурсе «Новые имена» участвовали люди постарше (возраст до 33 лет), некоторые поработали в западных бюро. В любом случае, ясная идея помогает архитектуре еще на стадии проекта попасть в информационное пространство, и это прогрессивно. Про нее легко писать журналистам, ее легко понять заказчикам. Все удобно и прозрачно, встраивается в маркетинговую стратегию. Но недостает художественности. Единственная «непрозрачная» работа - «Хозяйственное освоение наследия модернизма» Никиты Асадова. Несколько рисунков фломастером на листах формата А4: небоскреб с огородом, небоскреб с главным входом-портиком, небоскреб со смешной башенкой, небоскреб с пожарной лестницей... В ней была ирония и мысль (которая, кстати, прозвучала и в лекции датчан): что делать с коробками, которые себя исчерпали. И еще один проект – башня «Капитан Голландия» Саши Филимонова: инсталляция с комнатой, по стенам которой течет вода. На фоне всеобщего прагматизма эти два проекта выбивались поэтичностью и отсутствием направленности на реализацию, столь близких русскому менталитету. Как бы совместить мечту с прагматизмом? У старшего поколения это получается, но у них сначала была мечта (многие прошли через опыт бумажной архитектуры), а потом прагматизм. А у молодых прагматизм вначале, и есть опасения, что мечты уже не будет. |
>> все новости |
|||
|
Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором. |
|
дизайн — |