|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он позволил себе главную в жизни роскошь — всегда заниматься любимым делом. Был счастлив в науке, в кино, на телевидении, последние 10 лет возглавлял Музей архитектуры им. Щусева. В этом интервью, опубликованном в «Интерьер+Дизайн» (апрель 2005 года), он подвел итог своей биографии. Интервью Лара Копылова, фото Глеб Анфилов Д.С.:В широком смысле роскошь — вызов норме, а вызовом норме может быть даже собственная биография. Моя биография подходит к концу. Мне 57 лет, скоро надо будет считать минуты. Я не миллионер и не Нобелевский лауреат, но жизнь прожил в свое удовольствие. Я никогда не служил, но все, что делал, давало мне удовлетворение. Работа и жизнь для меня — это одно и то же. УЧЕНЫЙ-ФИЗИОЛОГ Сначала я жил наукой, ставил очаровательные эксперименты на гладких мышцах. Своему научному прошлому я очень благодарен, оно помогает видеть мир объемно. У меня есть такой дар: смотря на человека, я вижу его на протяжении всей жизни — младенцем, юношей, старцем. Наука — эпизод длиной в 15 лет. Написав диссертацию по фармакологии, я стал автором лекарства «амиридин». Это универсальный стимулятор нервной системы, в Японии им лечат болезнь Альцгеймера. Если бы не советское время, я бы разбогател. Однако у меня было 11 соавторов — вся номенклатурная пирамида. Моя доля была в 50 раз меньше положенной, поэтому я эти деньги не взял. Но все равно это один из самых счастливых периодов моей жизни. РЕЖИССЕР Затем я работал в кино с Рустамом Хамдамовым, человеком загадочным и бесконечно талантливым. Он снял фильм с Жанной Моро. Я был вторым режиссером, посредником между демиургом и студией. Тут я познакомился с понятием «коллектив»; режиссер для него — ненавистное существо. Хамдамов, человек непрактичный, бороться не мог. Я был его когтями и зубами, работал не ради денег, это была страсть. Фильм «Anna Karamazoff» поехал в Канны и вызвал страшный скандал. Но лучшие критики назвали его гениальным. Фильм не вышел на экраны, и его разворовали на цитаты. АТЕИСТ Я, к сожалению, воинствующий атеист, последний из могикан. Но к верующим людям отношусь нежно. Мой мысленный соратник — Бертран Рассел. Я не великий философ, но думаю с ним одинаково. Он верит только в то, что можно доказать экспериментально. Существование Бога, бессмертие души, бесконечность мира — вопросы нерешаемые, вопросы выбора. Но жить надо так, как будто Бог есть. Почему — объяснить трудно. Надо быть хорошим человеком. Есть еще один философ — Тейяр де Шарден, католический аббат, примиривший науку и религию. Эти два человека достигли максимальной высоты в понимании этого важнейшего вопроса. АРХИВИСТ Я по натуре архивист, ничего не выбрасываю. Всегда любил старые письма, открытки, вещи: за ними люди, личности, истории. Снял 20 документальных фильмов. Лучший — «Товарищ Коллонтай и ее любовники». Я прочитал почти все ее письма (10 тысяч), просмотрел каждый миллиметр кинохроники и все фотографии, которые хранились в Музее революции. Из обломков сложился забавный портрет этой интереснейшей фигуры, смешной, трогательной и зловещей. ДИРЕКТОР Стал директором Музея архитектуры совершенно неожиданно (друзья уговорили). Там был кошмар и развал. В середине двора — груда мусора и стихийный туалет. Я был счастлив, что пришлось вытаскивать из грязи маленькое, бедное, но все-таки королевство. Спасать погибающие вещи. Отстраивать заново дом. Это был азарт! Не успел оглянуться — пять лет позади. Сейчас мы — модное место, хотя не этого добивались. Если что-то делаешь настойчиво и хорошо, то о тебе пишут, и всем интересно. Человечество впало в новое Средневековье, запуталось — информационная революция все перегрузила своей избыточностью. Если мы не преодолеем хаотическое, фрагментарное состояние умов, то потеряем идеал XIX века, когда люди были личностями, ценили красоту, жили медленно. Даже циничный ХХ век по сравнению с нами прекрасен. Сейчас мы вверглись в отвратительное состояние неразберихи и полного обесценивания морали. Люди тонут в информационной каше. Музеи в этом хаосе оказываются важнейшими институтами, шкала ценностей формируется здесь. Раньше в музеях утонченные ценители любовались остатками прошлого, теперь энергичные люди разрабатывают в них будущее. КРАСОТА Истину можно подтвердить экспериментом. Чувство добра дано нам от природы. Даже страшные злодеи знают, что совершают злодейство. А насчет красоты — «на вкус и цвет товарища нет». К искусству в целом я отношусь с подозрением. Придя из науки в искусство, понимаешь, что объективные критерии здесь невозможны. Мой товарищ, замечательный ученый-биофизик Женя Тимин, как-то спросил: «Композитор, когда пишет музыку, записывает, как перебирать клавиши?» Я говорю: «Да». — «А длительности там указаны?» — «Указаны». — «Сила удара указана?» — «Указана». — «И профессиональный пианист выполняет эти инструкции?» — «Выполняет». — «Тогда объясни мне, пожалуйста, почему есть хорошие пианисты и плохие?» Искусство заключается в системе нарушений, которые формализовать невозможно. Большой московский чиновник, впервые приехавший в Венецию, сказал: «Как все запущено!» Это стало летучей фразой. Таким людям всегда будет казаться красивым новый стул и некрасивым старый. Красота — это договор, объединяющий группу единомышленников. |
>> все новости |
|||
|
Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором. |
|
дизайн — |